Москва начинает жить сегодняшним днем. Складывающееся в 2009 году существенное отставание в формировании доходов городского бюджета и неопределенность прогнозируемых параметров социально-экономического развития требует временного отказа от утверждения бюджета на трехлетний период, заявил министр финансов столицы Юрий Коростелев, представляя в среду Мосгордуме поправки к городскому закону «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве».
Согласно этим поправкам, власти имеют право признавать утратившими силу показатели планового периода, а также отказаться от составления трехлетнего бюджета, если в реальности показатели доходов текущего бюджета оказываются существенно — более чем на 15% ниже прогнозных. Именно такая ситуация сложилась сейчас. К тому же по этому пути уже пошли «старшие товарищи»: аналогичное решение на федеральном уровне было принято еще 9 апреля.
Депутаты согласились с предлагаемыми изменениями, учитывая, что быстро трудные времена не закончатся.
Напомним, что Москва перешла на трехлетний бюджет с 2009 года. Как совсем еще недавно заявляли в мэрии, городские власти внимательно наблюдали, как работает трехлетний бюджет на федеральном уровне (Госдума приняла первый трехлетний бюджет летом 2007 года), и в условиях внутренней политической и финансовой стабильности сочли возможным реализовать этот подход для бюджетного планирования в Москве. В числе приоритетных направлений бюджетной политики назывались активное участие в жилищном строительстве, развитие транспортной инфраструктуры и ускоренное решение проблемы капремонта жилищного фонда Москвы.
26 августа правительство Москвы одобрило проект трехлетнего бюджета города на 2009 год и плановый период 2010–2011 годы. Документ предусматривал на 2009 год доходы бюджета в сумме около 1,5 трлн руб. и расходы около 1,6 трлн руб. В 2010 году доходы предполагались около 1,7 трлн руб. и расходы более 1,7 трлн руб. На 2011 год доходы запланированы в сумме 1,95 трлн руб. и расходы 2 трлн руб. Но уже в октябре в него были внесены корректировки. И в принятом под Новый год законе о бюджете доходы были запланированы в размере около 1,39 трлн руб., а расходы — около 1,45 трлн руб.
Однако уже через неделю Мосгордума рассмотрит новые параметры бюджета, доходная часть которого сокращается на сумму до 500 млрд рублей (30%).
Впрочем, столичные власти не готовы признать ответственность за ошибку при планировании бюджетного процесса, в тысячный раз повторяя, что в кризис страну затащили ведущие мировые экономики, цены на ресурсы формируются не внутри страны, а на международных товарных рынках и что еще в августе с экономикой у нас все было в полном порядке.
«В третьем чтении бюджет рассматривался в декабре, в самый разгар кризиса, когда абсолютно всем было понятно, что он нереален и запланированные в нем налоги не собрать, — заявил лидер фракции «Яблоко» Сергей Митрохин. – И мы задавали вопрос: вы живете в реалиях кризиса или принимаете бюджет просто по инерции? Но нас тогда обвинили в некомпетентности. Но говорит ли о компетентности принятый как ни в чем не бывало заведомо невыполнимый бюджет? В итоге мы вынуждены отказываться от определенных в трехлетнем бюджете стратегических целей».
«Логика финансовой власти в ее консервативности, — объяснил непонятливым коллегам единоросс Михаил Москвин-Тарханов. — Поэтому мы не делали резких движений в декабре. Тогда мы оперлись на старый бюджет, а сейчас его взвешенно меняем».
Между тем руководитель Управления федеральной налоговой службы по Москве Надежда Синикова с самого начала критиковала трехлетний бюджет, основанный на росте доходов из нефтегазовой отрасли.
(Из 727 млрд руб., поступивших в городской бюджет в 2008 году, 204,7 млрд руб. пришли из нефтегазового сектора). «При расчетах бюджета за основу берется прогноз «Газпрома», который нельзя назвать точным, — заявляла Синикова на августовском заседании правительства при рассмотрении городского трехлетнего бюджета. — 2008 год стал пиком доходов от нефтегазовой отрасли. Дальше уровень доходов от нефтегазового сектора будет снижаться. С учетом снижения нефтяных доходов построен и федеральный бюджет: со $112 за баррель в 2008 году до $95 в 2009-м и $88 долларов в 2011-м».
Действительность оказалась еще хуже. И сейчас основные поставщики доходов бюджета выглядят совсем плачевно.
Так, если в прошлом году от предприятий нефтяного сектора в бюджет поступило 62 млрд рублей, то в нынешнем ожидается менее 40 млрд. А от запланированных в размере 127 млрд рублей налогов «Газпрома» налоговики не надеются получить больше 70 млрд.
К 1 мая в бюджет города поступило 340,1 млрд рублей, что на 26% ниже показателей за аналогичный период 2008 года. Убытки столичных предприятий за год выросли почти в 10 раз. В итоге снижение налога на прибыль составило более 50% от соответствующего периода 2008 года. Под угрозой оказался и самый стабильный налог – на доходы физических лиц. Сделали свое дело сокращения, укороченная рабочая неделя и отпуска без содержания. Довершает безрадостную картину активизация усилий бизнеса по «минимизации налогообложения» – возврат к серым зарплатам и завышение истинных масштабов убытков.
Очевидно, что такая ситуация требует серьезного пересмотра бюджетных показателей. Основной объем грядущих сокращений расходов касается бюджетных инвестиций. В частности, адресная инвестиционная программа будет урезана на 43,3%, а программа комплекса городского хозяйства сократится на 27,1%. В результате в этом году построят в два раза меньше жилья и не запустят ни одного нового дорожно-строительного проекта. Сокращение финансирования префектур составляет 50,5%. Расходы комплекса социальной сферы составляющие порядка 7,8%, правда, как уверяют в мэрии, касаются они в первую очередь издержек.
При этом в мэрии, несмотря ни на что, не хотят отказываться от своих амбициозных проектов.
Например, от плана создания в столице к 2015 году мирового финансового центра. Цена вопроса — 5 трлн рублей (сумма сравнима с трехлетним бюджетом Москвы). Помимо строительства «Москвы-Сити» столичная казна продолжит финансирование запланированных проектов в других городах и странах, а также покупку акций активов московских электросетевых компаний. А на том же заседании Мосгордумы были подтверждены планы по внесению 5 млрд руб. в уставной капитал аэропорта Внуково и принят закон об освобождении от уплаты налога на имущество строящегося в нем нового терминала (25% акций строящего аэровокзал ОАО принадлежит частным лицам). Зато в мэрии решили экономить на канцелярских принадлежностях: теперь служебные документы распечатываются уменьшенным шрифтом и с обеих сторон листа.