В понедельник Замоскворецкий суд Москвы прекратил производство по ходатайству о заочном аресте адвоката Бориса Кузнецова, обвиняемого в разглашении гостайны. Несколько раз переносившееся заседание началось с утра в закрытом режиме выступлением прокурора, который активно поддерживал ходатайство следователя о заочном заключении под стражу объявленного в розыск адвоката. После этого адвокаты Генри Резник, Руслан Коблев и Руслан Заколюжный по очереди начали представлять доказательства незаконного объявления своего клиента и коллеги в розыск, как вдруг в суд приехал начальник 2-го следственного управления по Москве.
Он передал судье постановление замглавы Следственного управления СКП РФ по Москве, в котором говорилось об отмене ходатайства о заочном аресте Кузнецова.
После небольшого перерыва в слушаниях судья зачитал полученную бумагу и завершил заседание.
Причины в документе были указаны «исключительно формальные», сказал «Газете.Ru» Заколюжный: «следствие не приняло мер об извещении Кузнецова о проведении в отношении его следственных действий». «А на самом деле оснований для заочного ареста просто не было: Кузнецов не мог быть объявлен в международный розыск, потому что место жительство его известно, на его адрес приходят все бумаги, а в США он имеет статус политического беженца, которых Интерпол не имеет права трогать», — объяснил адвокат. «Мы как раз доказывали в суде незаконное объявление Кузнецова в международный розыск, приводя все эти аргументы, как получили постановление об отзыве ходатайства», — добавил защитник.
Другой адвокат Кузнецова Роберт Зиновьев заявил журналистам, что такое решение, возможно, связано с признанием нарушений, которые были допущены следствием. «Это первый случай в моей практике, когда в ходе заседания уже после выступления прокурора, который яростно поддерживал ходатайство, оно отзывается», — сказал адвокат.
Защитники Кузнецова не исключают, что в скором времени может быть прекращено и уголовное дело в отношении известного адвоката. «Мы ожидаем, что в скором времени поступит решение о прекращении уголовного дела. Этот фарс и беззаконие не красит правоохранительную систему РФ. Надеемся, здравый смысл восторжествует», — надеется Заколюжный.
Между тем в Замоскворецкий суд Москвы защитой направлены жалобы на признание незаконным предъявления обвинения Кузнецову, а также объявление его в розыск. Более того — адвокаты требуют привлечь к уголовной ответственности следователей, которые, по их мнению, как раз и разгласили государственную тайну. «В течение пяти дней секретные материалы находились в Замоскворецком суде в нарушение порядка соблюдения гостайны, то есть должностные лица совершили те же деяния, которые вменяются Кузнецову», — сказал Заколюжный. По словам защитников, то, что документы были вынесены за пределы здания следственных органов и находились в суде, где отсутствует секретное производство, «уже являются нарушением порядка и контроля за соблюдением сохранности гостайны».
Между тем в Страсбургском суде по правам человека лежит уже зарегистрированная жалоба Кузнецова, который в 2007 году спешно покинул Россию.
В документе он требует признать незаконным уголовное преследование в отношении его и выплатить компенсации за понесенный моральный и материальный ущерб. «Он же вынужден был закрыть свою адвокатскую контору, — пояснила один из адвокатов Кузнецова Анна Ставицкая. — Сейчас она фактически не работает, в штате только сам Кузнецов и его практикующий за рубежом коллега». Сумма заявленного иска пока не разглашается. Но Кузнецов уже заявил, что если он выиграет, то всю выплаченную компенсацию он потратит на благотворительность.
Уголовное дело в отношении Кузнецова было возбуждено в июле 2007 года. Тогда он представлял в суде интересы бывшего сенатора от Калмыкии Левона Чахмахчяна. Сенатор обвинялся в хищении мошенническим путем $1,5 млн у компании «Трансаэро» и в итоге был приговорен к 9 годам в колонии. (Неделю назад Верховный суд РФ снизил ему срок на полтора года.) Когда Кузнецов еще официально отстаивал интересы Чахмахчяна, он сфотографировал секретный меморандум ФСБ, в котором говорилось о прослушивании силовиками телефонных переговоров его подзащитного. Копию этого документа вместе с прикрепленной к нему жалобой адвокат направил в Конституционный суд России. Однако Чахмахчяну это не помогло, а у самого Кузнецова появились проблемы с правоохранительными органами.
Адвоката обвинили в разглашении гостайны и начали уголовное преследование. В СИЗО Кузнецов не попал: накануне предполагаемого ареста он успел скрыться. В феврале стало известно, что он получил политическое убежище в США. А в сентябре 2008 года Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Москве заявило, что расследование дела в отношении Кузнецова прекращено. Официальной причиной был назван «нерозыск обвиняемого». Потом дело снова попытались возобновить.
Сам адвокат называет уголовное дело «политическим» и «сфабрикованным».
Даже несмотря на то, что оно было прекращено, истец считает, что в ФСБ «частично добились своего»: свою деятельность в России адвокату пришлось прервать. Кузнецов сделал свою карьеру на громких политических делах. Он представлял интересы семей погибших моряков атомной подводной лодки «Курск». В Страсбургском суде ему удалось добиться обжалования решения Главной военной прокуратуры РФ, заключившей, что спасти моряков было невозможно. Адвокат также защищал заведующего сектором отдела военно-технической и военно-экономической политики отдела внешнеполитических исследований Института США и Канады РАН Игоря Сутягина, который обвинялся в разглашении гостайны представителям британской консалтинговой фирмы. Сутягин был осужден на 15 лет. Также Кузнецов представлял интересы главы фонда «Образованные медиа» журналистки Мананы Асламазян и семьи убитой журналистки Анны Политковской. По мнению Кузнецова, его активная позиция во всех этих делах могла не понравиться силовикам, которые сделали все возможное, чтобы прекратить его профессиональную деятельность на территории России. При положительном решении Страсбурга Кузнецов сможет ее возобновить.