В среду Совет федерации отклонил законопроект о «сделке с правосудием», одобренный до этого Госдумой. По нему преступники, заключившие сделку со следователем о добровольном сотрудничестве в раскрытии преступления, могли отсидеть только половину назначенного им судом срока.
Депутаты отмечали, что законопроект направлен прежде всего на улучшение борьбы с организованными преступными группировками (ОПГ). Рассказать о своих преступлениях и соучастниках обвиняемый член ОПГ, согласно проекту, смог бы до того, как его уголовное дело будет передано в суд, написав соответствующее заявление на имя прокурора. В нем он должен указать, какие сведения будет сообщать следствию, затем заявление передается на подпись прокурору и адвокату. На процессе судья обязан учесть этот документ.
Совфед отклонил закон, отметив, что он имеет «серьезные изъяны».
За принятие проекта проголосовали только 26 сенаторов при необходимых 85 голосах. Еще 76 проголосовали за отклонение, семь членов верхней палаты воздержались. Зампред комитета верхней палаты по правовым и судебным вопросам Михаил Капура от имени комитета подчеркнул, что наибольшее количество вопросов вызвали предусмотренные законопроектом «отягчающие обстоятельства», возникающие в том случае, если обвиняемый сообщил ложные сведения или скрыл от следствия какую-либо существенную информацию. «В России не установлена ответственность обвиняемого за предоставление недостоверных сведений. Он имеет законное право не давать показаний против себя и своих близких», — подчеркнул Капура.
Председатель комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков сказал «Газете.Ru», что, по мнению комитета, этот «пункт недопустим и его надо удалить».
Вопросы у верхней палаты вызвало и применение закона к преступникам, которым предстоит отсидеть в тюрьме всю жизнь. Лысков отметил, что это никак не прописано в предлагаемой инициативе. «Ни слова не сказано, как поступать в таком случае. Необходимо четко зафиксировать, распространяется или нет на обвиняемого сокращение срока», — добавил председатель комитета. Кроме того, сенаторы считают, что главу, посвященную процессу подписания соглашения, стоит поместить в другую главу УПК РФ, касающуюся судебного разбирательства. Недоработана, по словам Лыскова, и мера ответственности следователя и прокурора по исполнению соглашения. Так, обвиняемый передает соглашение на имя прокурора через следователя. Но, по проекту, в случае отклонения ходатайства прокурором обжаловать его будет руководитель следственного органа. «А надо, чтобы обжалование происходило по прокурорской лестнице, раз отказывает в ходатайстве прокурор. Иначе это нелогично», — уточнил Лысков.
Тем не менее на заседании было подчеркнуто, что Совет федерации положительно относится к новой инициативе, направленной на повышение эффективности борьбы «с организованной преступностью, деятельностью бандформирований и коррупцией, другими серьезными преступлениями».
«Совет федерации концептуально поддерживает введение новой инициативы», — отметил Лысков.
Вместе с депутатами Госдумы сенаторы предлагают создать согласительную комиссию, которая должна будет доработать законопроект. В случае если депутаты создать свою часть комиссии откажутся, закон будет отправлен в нижнюю палату для повторного голосования. Чтобы преодолеть вето Совфеда, Госдуме необходимо отдать за инициативу больше 2/3 голосов. «Но это не тот случай, когда надо преодолевать вето и отправлять закон президенту», — уверен Лысенко.
Один их авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников назвал претензии верхней палаты «чушью».
«Отклонять его — большая глупость. Если они говорят, что подозреваемый не обязан свидетельствовать против себя, то он и без этого законопроекта не обязан этого делать. Давайте они вообще ничего не будут говорить следователям», — заявил он.