Во вторник в суде Ленинского района Тульской области завершилось заседание по иску инвалида по зрению Павла Обиуха к авиакомпании S7 (бывшая «Сибирь»). Инвалид потребовал от S7 компенсации в размере 1 млн рублей за то, что его 18 февраля 2009 года не пустили на борт самолета, сославшись на внутренние правила авиакомпании, согласно которым инвалиды не могут летать на ее рейсах без сопровождающих. Как рассказал «Газете.Ru» сам Обиух, в итоге его иск был удовлетворен частично.
Теперь авиакомпании придется выплатить компенсацию за причинение морального вреда в размере 25 тыс. руб., а также штраф в пользу государства в размере 12,5 тыс.
«Я доволен решением суда, тут дело было вовсе не в деньгах, как я уже не раз говорил. Я буду окончательно удовлетворен, когда авиакомпания перестанет вести дискриминационную политику по отношению к инвалидам», — сказал Обиух.
Представлявший в суде авиакомпанию S7 юрист Андрей Майоров заявил, что с решением суда не согласен и в ближайшее время попытается его обжаловать. Как рассказал «Газете.Ru» один из юристов Региональной общественной организации «Перспектива», представлявшей интересы Обиуха, скорее всего, это произойдет в начале следующей недели, когда будет готова мотивировочная часть судебного решения.
Конфликт незрячего Павла Обиуха и авиакомпании S7 начался 18 февраля. Он летел в командировку в Казань, где должен был принять участие в заседании «круглого стола» на тему «Инклюзивное образование». В аэропорту он, как обычно, встретился с сотрудниками медпункта, которые должны помогать инвалидам проходить регистрацию. Обиух сообщил сотрудникам медпункта, что вылетает рейсом 026 компании S7 в 19.45. Те, в свою очередь, подозвали представителя авиакомпании, который сразу же отказал инвалиду в перелете. Причиной отказа он назвал внутренние правила авиакомпании, согласно которым без сопровождающего он Обиуха на борт пустить не может. Тем не менее сразу в суд на авиаперевозчика пострадавший не подал. 5 марта «Перспектива» отправила в офис S7 в Новосибирске заказное письмо.
Организация требовала, чтобы компания принесла Обиуху официальные извинения, договорилась с ним о компенсациях и изменила свои внутренние правила, касающиеся допуска инвалидов на борт самолета.
В Новосибирск требования дошли через пять дней. 19 марта компания официально заявила, что не удовлетворит претензии и просьбы Обиуха. «Основанием для отказа в воздушной перевозке послужила не внутренняя инструкция авиакомпании, а необходимость соблюдения требований действующего законодательства, изменять которые ОАО «Авиакомпания «Сибирь» не уполномочена», — говорилось в письме авиаперевозчика. Билет на рейс Москва — Казань Обиух покупал не напрямую в кассах «Сибири», а через агента «Русаэро», с которым теперь S7 уже не работает. Согласно выводам межрегиональной транспортной прокуратуры, агент сведения о здоровье клиента до авиаперевозчика не донес.
Таким образом, говорилось в сообщении ведомства, были нарушены требования Воздушного кодекса, в которых сказано, что пассажир-инвалид обязан заранее уведомить о своем состоянии авиакомпанию. Только в таком случае перевозчик сможет обеспечить ему все необходимые условия, чтобы посадка на рейс и полет для него прошли комфортно. Если билет оформлен неправильно, утверждали прокуроры, то перевозчик обязан немедленно принять все зависящие от него меры для устранения недостатков. В свою очередь, «Русаэро» заявляло, что подавало S7 все необходимые сведения о здоровье пассажира Павла Обиуха.