Стали известны официальные результаты проведенного Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) расследования авиакатастрофы пассажирского Boeing 737-200 под Бишкеком 24 августа 2008 года. Свой отчет МАК отправил Генеральной прокуратуре Киргизии. В составе независимой комиссии работали специалисты гражданской авиации Киргизии, сотрудники Национального бюро расследования на транспорте США в качестве страны — производителя и разработчика самолета и авиационной администрации Ирана в качестве наблюдателя.
Они официально объявили, что крушение самолета произошло из-за ошибки экипажа, нарушившего правила полетов гражданской авиации республики.
Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе киргизского ведомства. «Отказов в работе силовой установки и систем самолета (кроме системы герметизации) не выявлено. Разрушения самолета в воздухе не было», — говорится в тексте документа. Как именно экипаж нарушил правила безопасности полетов, ни в генпрокуратуре Киргизии, ни в МАКе не уточняют.
По результатам отчета комиссии МАК следователи назначили комплексную летно-техническую экспертизу, проводить которую будут сотрудники Летно-испытательного института имени Громова и Института аэронавигации РФ. После завершения данной экспертизы следствием будет решен вопрос об ответственности всех виновных лиц и направлении уголовного дела в суд, сообщают в генпрокуратуре Киргизии.
Boeing 737-200 вылетел 24 августа в 20.30 по местному времени (18.30 мск) из международного аэропорта Манас рейсом на Тегеран, но через шесть минут, поднявшись в воздух на 3 тыс. метров и пролетев 30 км, из-за проблем с герметизацией салона экипаж принял решение о возвращении, сообщил об этом диспетчеру и начал маневры. Примерно за 2 км до взлетно-посадочной полосы лайнер резко пошел вниз и рухнул на землю. После падения машина полностью сгорела. На борту находились 83 человека, в том числе молодежная сборная Киргизии по волейболу. По неподтвержденным данным, несколько аварийных выходов были заблокированы, поэтому большинство пассажиров не могли быстро покинуть горящий салон. Выжили 25 человек, среди них семь членов экипажа. Перелет выполняла авиакомпания Ирана Aseman Airlines. Рейс обслуживал экипаж киргизских авиалиний Itek Air — компании, подконтрольной иранскому перевозчику.
Выживший в катастрофе командир экипажа Юрий Гончаров с сентября прошлого года содержится в СИЗО Госкомитета национальной безопасности Киргизии.
Ему предъявлено обвинение по статье о «нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта» Уголовного кодекса Киргизии, которая предусматривает от 7 до 15 лет лишения свободы.
Официальные результаты расследования МАКа станут одним из главных доказательств обвинения. Впрочем, как рассказали «Газете.Ru» в МАКе, главного объяснения причин авиакатастрофы у них нет: в ходе расшифровки «черных ящиков» выяснилось, что на звуковом регистраторе, сохраняющем переговоры пилотов, нет записи последних трех минут аварийного полета. Эксперты обнаружили только запись одного из предыдущих рейсов самолета, следовавших по маршруту Москва — Бишкек. И объяснить «Газете.Ru», почему на бортовом самописце отсутствовала запись последнего полета, кто и когда мог ее стереть или отключить возможность записи, эксперты МАКа не смогли. В итоге данные об аварийном полете сохранились только на параметрическом самописце, фиксирующем показания приборов.