В четверг в Мосгорсуде начались слушания по делу петербургского предпринимателя Владимира Кумарина (в 1995 году он взял девичью фамилию матери и назвался Барсуковым), которого обвиняют в рейдерском захвате ресторана «Петербургский уголок» и магазина «Смольнинский».
Помимо Барсукова, которого следователи считают лидером тамбовской преступной группировки, на скамье подсудимых семеро его предполагаемых подельников.
Вячеслав Дроков, по данным предварительного расследования, вместе с Барсуковым занимался организацией рейдерского захвата ресторана и магазина, Дмитрий Малышев обеспечивал юридическое сопровождение захватов. Александра Баскакова и Валерия Асташко обвиняют в легализации захваченного имущества. Павел Цыганок якобы решал различные «организационные вопросы» и проблемы с налоговыми органами. Альберт Старостин и Олег Кумище руководили работой фиктивных директоров захваченных предприятий.
Барсуков заявляет, что не причастен ни к одному преступлению из перечисленных в обвинительном заключении, большинство его соседей по скамье подсудимых вовсе отказывались давать показания на предварительном следствии.
Все обвиняемые, кроме Кумище, который отпущен под подписку о невыезде, находятся под арестом. Барсуков вскоре после задержания (это произошло в Петербурге летом 2007 года) был доставлен в московское СИЗО «Матросская Тишина», остальные фигуранты дела содержались в петербургских изоляторах. Управление ФСИН Санкт-Петербурга отправило в командировку в столицу целый отряд вооруженных автоматами конвоиров, которые в четверг привезли семерых арестантов в Мосгорсуд. Надзиратели плотно обступили стеклянный «аквариум», куда посадили подсудимых. Еще двое неразговорчивых сотрудников ФСИН в черной форме с Калашниковыми наперевес встали у двери в зал, не пуская внутрь посторонних — согласно закону предварительное слушание проходило в закрытом режиме. Взглянуть на рейдера № 1 удалось лишь нескольким фотографам и телеоператорам, которых буквально на пару минут пустили в зал.
«У нас сегодня тут особый режим, на случай возможных провокаций», — сказал «Газете.Ru» один из судебных приставов, помогавших вооруженным конвоирам обеспечивать порядок в зале суда и возле его дверей.
До начала заседания Мосгорсуд полдня обследовали кинологи с собаками. Служебные овчарки обнюхали все помещения суда — от кабинета председательствующей судьи до буфета. Процесс по делу Барсукова будет сопровождаться повышенными мерами безопасности и дальше, говорят приставы. Гособвинители, настаивая на переносе судебного процесса в Москву, предупреждали, что «криминальные авторитеты Санкт-Петербурга и Ленинградской области намерены сорвать любыми средствами этот процесс и готовят «физическое устранение подсудимых». Куйбышевский суд посчитал, что в столице Барсуков и другие подсудимые, с одной стороны, будут защищены, а с другой, сами не смогут организовать провокаций и попыток побега. Формальное требование принципа подсудности — рассмотрение уголовного дела тем судом, к юрисдикции которого относится совершенное преступление, соблюдено: председательствовать на процессе в Москве будет судья Куйбышевского суда Петербурга.
Адвокаты подсудимых по-прежнему считают, что Барсукова нужно было судить в Петербурге, и по этому поводу даже заявили в четверг отвод председательствующей судье Елене Горбуновой. «В наших жалобах нам отказано, не решен вопрос подсудности, он останется открытым до конца судебных слушаний и до вынесения приговора», — объяснила «Газете.Ru» суть своих претензий к судье адвокат подсудимого Баскакова Татьяна Кузнецова. Отстранять себя от участия в процессе, вопреки требованию защитников, петербургская судья Горбунова не стала.
Продолжая возмущаться незаконностью переноса дела, адвокаты уже планируют бронировать гостиницы в Москве. Как и за чей счет это будут делать свидетели, не ясно.
«Мы задавали судье эти вопросы, но не получили ответов. Как свидетели — а их несколько десятков — будут ездить из Петербурга в Москву? Кто будет обеспечивать их явку? Что делать подсудимому Кумище, которому в столице тоже жить негде? Квартиру снимать на время процесса?» — вопрошал адвокат Барсукова Сергей Афанасьев.
Не добившись отвода судьи Горбуновой, защитник по просьбе своего клиента потребовал рассматривать дело коллегией трех профессиональных судей. Этот вопрос решится 8 апреля, когда продолжится предварительное слушание. Арестантов пока разместят в московских СИЗО.