Генерал-майора Минобороны РФ Николая Конона в четверг арестовали прямо в зале суда во время заседания по уголовному делу. Высокопоставленного военного чиновника, который обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере, заключили под стражу после заявления его предполагаемого подельника.
Бывший подчиненный Конона полковник Рифат Мухудинов сказал в суде, что генерал-майор оказывал на него «моральное давление», заставляя дать ложные показания.
Правда, в ходе разбирательства сказанное Мухудиновым не подтвердилось. Выяснилось, что «давление» сводилось к тому, что Конон, будучи под подпиской о невыезде, звонил ему и предлагал встретиться. «Он просто хотел выяснить, почему Мухудинов дает заведомо ложные показания, оговаривая себя и моего подзащитного», — пояснил «Газете.Ru» адвокат Конона Владимир Нечаев. Он добавил, что генерал не признает своей вины, «потому что преступлений не совершал». А показания Мухидинова — единственное, что, по мнению следствия, доказывает вину экс-чиновников Минобороны.
Когда слова Мухидинова не нашли подтверждения, гособвинение продолжило настаивать на аресте: по словам представителя Главной военной прокуратуры (ГВП) Александра Тарабарко, Конон 23 декабря прошлого года уехал в Казань, нарушив подписку, и вернулся 25 декабря. Этого генерал не отрицал, и его арестовали — сразу на полгода. «Мы будем обжаловать это решение, Конона арестовали намеренно, чтобы морально его подавить. Человеку, находящемуся за решеткой, гораздо труднее защищаться», — сказал адвокат Нечаев.
Расследование по делу генерал-майора Конона, полковника Мухудинова и подполковника Валерия Говоркова было закончено еще в ноябре 2008 года, сейчас его рассматривает по существу Московский гарнизонный суд. Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Генпрокуратуры, офицеры обвиняются по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой, в особо крупном размере) и ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
До возбуждения уголовного дела офицеры Конон, Мухудинов и Говорков работали в 29-м НИИ Министерства обороны России, подведомственном Военно-топографическому управлению Генштаба Вооруженных сил. Этот научно-исследовательский институт занимается разработкой и созданием навигационных систем, аэрофотосъемкой, различными геодезическими работами. В частности, НИИ известен тем, что разработал собственный стандарт DEMTS (Digital Electronic Maps Transfer Standard) для обмена пространственными данными, позволяющий передавать большой объем информации о топографических объектах.
В период, когда, по версии следствия, обвиняемые совершили ряд преступлений (с 2003 по 2007 год), Николай Конон работал директором этого НИИ. Согласно материалам дела он и его подчиненные заключали фиктивные договоры на научно-исследовательские работы с несуществующими фирмами и временными трудовыми коллективами, якобы оплачивали эти работы, оформляя соответствующие документы, а на самом деле присваивали все деньги себе.
«Сумма ущерба, причиненного государству, составила около 24 млн рублей», — подсчитали следователи.
В прокуратуре отмечают, что Конон, Мухудинов и Говорков к моменту начала расследования эти деньги уже потратили — «на личные нужды».
Расследование по делу о хищении в НИИ началось еще в 2007 году. Первым арестовали полковника Мухудинова. Тогда он отрицал свою причастность к преступлению, говорит защитник Конона. «А в августе 2008 года он пошел на сделку со следствием, дал показания против Конона и Говоркова, и его тут же отпустили под подписку о невыезде», — рассказал адвокат Нечаев.
Защитник настаивает, что в деле нет никаких доказательств виновности Конона, кроме показаний бывшего сотрудника, а Минобороны, по его мнению, и вовсе не имеет права называть себя потерпевшей стороной.
«До 2007 года, пока мой подзащитный работал в 29-м НИИ, институту не выделялось вообще никаких средств из бюджета на научные разработки. И чтобы элементарно обеспечить довольствие себе и солдатам, а также выплатить зарплату гражданским сотрудникам, институт должен был вести коммерческую деятельность, — рассказал Нечаев. — То есть сначала Минобороны заставило офицера быть коммерсантом, а теперь его же обвиняет в мошенничестве». Адвокат настаивает, что все акты сдачи-приема работ, выполненных фирмами по заданию Конона, существуют и будут представлены суду. Нечаев также добавил, что, по версии следствия, первые преступления были совершены его подзащитным в 2003 году, до назначения директором НИИ. Однако на тогдашнего начальника института генерал-майора Валерия Елюшкина подозрения следователей не распространяются.
«Мой подсудимый невиновен, но арест может его морально сломать», — сокрушается адвокат Нечаев. Защитник пообещал обжаловать решение суда в трехдневный срок. Подсудимые Рифат Мухудинов и Валерий Говорков находятся под подпиской о невыезде.