В пятницу состоялось очередное заседание Межрегионального консультативного совета по делам национальностей в Москве (МКС). Представители диаспор и национально-культурных автономий подводили итоги деятельности столичного правительства в области межэтнических отношений в уходящем году. Как сообщил руководитель комитета по межрегиональным связям и национальной политике города Михаил Соломенцев, в 2008 году в Москве был проведен ряд мероприятий, направленных на межнациональное единение: спортивные соревнования, международные музыкальные фестивали, интернациональные лагеря отдыха. В столичных вузах проводились встречи студентов с представителями этнических организаций.
Правда, признался чиновник, «большого эффекта мы не увидели».
Зато вектор агрессивности в течение года менялся в разные стороны, рассказал Соломенцев, имея в виду столкновения между агрессивными националистами и кавказской молодежью, а также «разборки» между представителями разных диаспор. Но все равно работу надо продолжать, считает чиновник. Тем более, что проблемные вузы хорошо известны (всего в «черном списке» московского ГУВД более 20 высших учебных заведений).
Еще лучше известна ситуация представителям диаспор. Председатель совета Московской осетинской общины Валерий Каболов напомнил о недавнем инциденте в Московском педагогическом университете, когда выяснение отношений между студентами из Ингушетии и Северной Осетии закончилось убийством первокурсника-осетина. По словам Каболова, представители общины сообщали милиции фамилию убийцы, направляли тревожную телеграмму в мэрию, но никакой реакции не последовало.
«Нам вместе с Конгрессом народов Кавказа приходится работать, чтобы ситуация не переросла в кровавую разборку, — заявил он. — Мы уверяем студентов, что милиция занимается этим делом, но сами этому не верим».
Столичные власти, со своей стороны, не видят в этом инциденте межнациональной розни. По словам заместителя мэра города Сергея Байдакова, драка в пединституте произошла на бытовой почве, а сам «вопрос не затерт» — следствие проводится, и виновные будут наказаны. И «никакой мести и резни мы не допустим», добавил чиновник.
Но по словам представителя Таджикского культурного центра Хуршеды Хамракуловой, «резня идет» постоянно. Преступления против иностранцев принимают все более ужасные формы: 6 декабря в Подмосковье было обнаружено обезглавленное тело рабочего из Таджикистана, ответственность за убийство которого взяла на себя очередная националистическая организация.
Всего же, по ее словам, за год в Москве погибло 20 иностранных студентов и рабочих.
На то, что ситуация хоть сколько-нибудь улучшится, в таджикской диаспоре не надеются. «Если за убийства двадцати человек преступников будут осуждать на десять лет, ничего не изменится», — считает Хамракулова. (15 декабря этого года были осуждены члены группы несовершеннолетних скинхедов, обвиняемые в 20 убийствах и 12 покушениях. Главари банды Артур Рыно и Павел Скачевский получили по 10 лет колонии общего режима.)
По мнению многих членов МКС, чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию, нужны серьезные меры на федеральном уровне: начиная от исправления пробелов в законодательстве, которыми успешно пользуются скинхеды, и кончая изменениями прививающих ксенофобские настроения школьных учебников истории.
Пока же официальные лица только подливают масла в огонь.
«Политики прямо так и говорят: наступил кризис, и сейчас потерявшие работу таджики выйдут на улицы разбойничать, — заявила Хамракулова. — Но почему таджики? Почему не просто безработные?» По ее словам, ксенофобских настроений в столице хватает и без подобных безответственных заявлений. «Во время наших мероприятий мы даем подискутировать детям разных национальностей, — рассказала она. — И уже у них намечаются агрессивные тенденции, они говорят теми же словами, что и взрослые».
Между тем, по мнению председателя комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игоря Елиференко, с нарастанием экономического кризиса и безработицы в России будут нарастать и конфликты, вызванные перенасыщением страны иностранной рабочей силой.
«Что нам делать в условиях кризиса с миграцией?» — задал риторический вопрос Елиференко.
Пока принято решение о сокращении квот. Но их размеры и раньше практически не влияли на реальные масштабы трудовой миграции. Не особенно рассчитывают власти и на помощь национальных общин. «К сожалению, в этой сфере роль диаспор по работе с соотечественниками недостаточная, — попенял Елиференко членам МКС. — За границей в случае инцидентов с иностранцами полиция сначала идет к старейшинам диаспор, а потом к самим нарушителям. У нас эта связь очень слаба».
Впрочем, если на вопрос «кто виноват» на заседании можно было услышать множество самых разных ответов, что делать, не знает никто. Пока было решено наладить четкую работу по взаимодействию со средствами массовой информации. А сам МКС отныне будет собираться на свои заседания не два, а четыре раза в год «для более оперативного решения наболевших вопросов». Правда, как заметил президент общества азербайджанской культуры «Очаг» Тофик Меликов, МКС не принимает решений, это консультативный орган. «Мы собираемся дважды в год, выпускаем пар и расходимся», — заявил он. Теперь можно будет «выпускать пар» ежеквартально.