В понедельник вечером Мосгорсуд вынес решение о смягчении наказания супругам Татьяне и Игорю Преображенским — столичным антикварам, признанным виновными в мошенничестве с картинами. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе Мосгорсуда. Ни одно из обвинений с Преображенских снято не было, однако сроки существенно сократились.
Татьяна Преображенская вместо 9 лет проведет в колонии общего режима 5,5 года, а ее муж Игорь будет сидеть в колонии строгого режима не 8,5, а 5 лет.
Несмотря на то что осужденные свою вину признавать отказываются, а совершенные ими преступления относятся к категории тяжких, Мосгорсуд посчитал, что районная судебная инстанция наказала их слишком сурово.
Супругов Преображенских осудили в августе этого года в Тверском районном суде Москвы. Совладелица антикварного салона Татьяна Преображенская обвинялась по трем статьям УК РФ: ст. 159 (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере), ст.164 (хищение предметов, имеющих особую художественную и историческую ценность) и ст.199 (уклонение от уплаты налогов). Ее супруг фигурировал в деле в качестве подельника, и ему вменялись все те же преступления, за исключением неуплаты налогов.
Как установило следствие, Преображенские в 2004 году переехали из Петербурга в Москву и открыли антикварный салон «Русская коллекция» в Гостином Дворе. В том же году Преображенская на одной из выставок живописи познакомилась с директором сети автосалонов «Элекс-Авто» Валерием Узжиным, который, как оказалось, увлекался коллекционированием картин русских художников-пейзажистов XIX века. Совладелица «Русской коллекции» стала одно за другим продавать предпринимателю полотна живописцев: четыре картины Александра Киселева и одну Владимира Орловского. Каждая стоила 3–4 млн рублей. Однако, как впоследствии признался Узжин, он тратил на картины немалые деньги, но разбирался в живописи неважно. Когда друзья посоветовали ему показать картины экспертам, выяснилось, что купленные шедевры были подделками.
По заявлению Узжина следователи возбудили уголовное дело и привлекли к ответственности сначала Татьяну, а затем и Игоря Преображенского. По данным расследования, антиквары покупали за $5–6 тыс. картины малоизвестных европейских пейзажистов, чья манера была схожа с российскими мастерами живописи. Затем арт-дилер салона Дмитрий Кутейников закрашивал подписи настоящих авторов и ставил поверх них поддельные автографы русских художников.
На суде Преображенские обвинили во всем Кутейникова, также известного в антикварных кругах как Дима-Бык.
Они заявили, что ничего не знали о махинациях арт-дилера. Допросить самого Кутейникова следователям не удалось: как только мошенничество раскрылось, он исчез. Сейчас Дима-Бык объявлен в розыск.
Оправдываясь в суде, супруги-антиквары заявляли также, что не только не обманывали Узжина, но и сами стали жертвами: по словам Татьяны Преображенской, предприниматель специально инициировал возбуждение уголовного дела, чтобы вместе с конкурентами завладеть ее салоном.
Однако доказать обоснованность этих обвинений Преображенская не смогла. Зато ее вину, как и виновность супруга, Тверской суд счел полностью доказанной. Помимо подделки пяти картин Преображенских обвинили в хищении: антиквары отказались отдавать все тому же Узжину набросок картины Константина Маковского «Обнаженная с тамбурином», хотя коммерсант уже заплатил за него $30 тыс. Татьяна Преображенская также виновна в неуплате 4,7 млн рублей налогов — именно столько, как установили следователи, она недоплатила государству, совершая с Узжиным сделки, но не декларируя полученные доходы.
Во время суда Преображенская находилась в СИЗО, ее муж был взят под стражу незадолго до вынесения приговора. После смягчения приговора обоим супругам остается сидеть чуть больше четырех лет.