В понедельник в Мосгорсуде был вынесен приговор скинхедам из «банды Рыно». Националисты, многие из которых на момент совершения преступлений были несовершеннолетними, нападали на людей с неславянской внешностью, избивали или убивали их, снимая этот процесс на видео.
Руководили всем этим студенты-первокурсники Артур Рыно и Павел Скачевский. Всего группировка обвинялась в 20 убийствах и 12 нападениях на кавказцев и азиатов в 2006–2007 годах.
Подсудимым инкриминировали ч. 2 ст. 105 УК (умышленное убийство двух и более лиц), п. «а» ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 105 УК (покушения на убийства), ст. 282 УК (разжигание межнациональной вражды).
Оглашение приговора, назначенное на 14.00, началось с почти получасовым опозданием. Три десятка корреспондентов, фотографов и операторов столпились перед входом в 408-й зал Мосгорсуда, и у судебных приставов ушло около 20 минут на то, чтобы разместить всех желающих в тесном помещении (процесс ранее проходил в закрытом режиме). Когда журналисты и родственники расселись по скамейкам, в зал зашли четверо молодых людей, одетых по последней моде футбольных фанатов. С гордым видом друзья подсудимых прошествовали на свои места.
Затем начали заводить подсудимых. Виталий Никитин (он находился под подпиской о невыезде) занял место рядом со своим адвокатом. Следом вместе со своими защитниками появились уже оправданные присяжными Николай Дагаев и Светлана Аввакумова (ей вменялось видеоконспектирование деятельности группировки).
После этого в зале в сопровождении конвоя появились скованные одной цепью Артур Рыно, Павел Скачевский, Иван Китайкин, Денис Лавриненков, Роман Кузин и Александр Аникин.
Под вспышки фотокамер улыбающихся скинхедов завели в «аквариум». Они тут же начали махать и подмигивать знакомым. Те в ответ поднимали вверх большой палец и одобрительно кивали.
Председательствующий по делу судья Петр Штундер начал зачитывать приговор, полный таджикских, армянских, азербайджанских и китайских фамилий жертв скинхедов.
Из приговора следовало, что главари банды Рыно и Скачевский получают по 10 лет в исправительной колонии строгого режима, поскольку они совершали убийства, будучи несовершеннолетними, и больше им просто нельзя дать.
Кроме того, суд приговорил их к выплате компенсации на общую сумму в 4 млн рублей матери и жене убитого ими в 2007 году гендиректора страховой компании «Гармед» Карена Абрамяна.
Другие члены группировки нападали и убивали будучи совершеннолетними, поэтому за решеткой большинство из них пробудет дольше организаторов банды. Роман Кузин получил 20 лет колонии строгого режима, Виталий Никитин — 12 лет строгого режима. Иван Китайкин и Александр Аникин были приговорены к 9 годам колонии (один — строгого режима, другой — общего). Меньше всех дали Лавриненкову — 6 лет колонии общего режима.
Как и требовала во время прений прокурор Мария Семененко, никто из подсудимых не получил снисхождения. Срок по сравнению с тем, что просило гособвинение, «скостили» только Никитину — его суд приговорил к 12 годам строгого режима вместо 13. Аввакумову и Дагаева, ранее обвиняемого по четырем эпизодам, суд оправдал за отсутствием события преступления.
Пока судья Штундер зачитывал приговор, Рыно вызывающе смотрел прямо в камеры и улыбался. Другие члены банды тоже сидели с бодрым выражением лица.
Но все шесть подсудимых те полчаса, что судья зачитывал приговор, без остановки теребили цепь от наручников.
После оглашения приговора Никитин, тут же взятый под стражу, покорно повесил туго набитую спортивную сумку на плечо и молча последовал за конвоирами. «Я к тебе в среду зайду», — крикнул ему вслед его адвокат. Продолжавшего гордо улыбаться Рыно, потерянно смотрящего куда-то перед собой Скачевского и остальных скованных цепью подсудимых вывели из зала. Родственники и друзья подсудимых раздраженно зашептались, глядя на вдову и пожилую мать убитого Абрамяна. «Вот ты ж смотри, мало того, что ребят засадили, так еще и денег хотят. Жизнь ведь всю Скачевскому поломали, а парень-то медалист!» — переговаривались они. О том, за что именно отличник отправился в колонию, они не вспоминали.
И обвинение, и защита решением суда, впрочем, остались довольны.
«Суд принял решение в соответствии со всеми нормами законодательства, а присяжные правильно и объективно все оценили. Отлично, что защите удалось, не оправдывая действия подсудимых, объективно донести до присяжных вину каждого из них в преступлении», — поделился с журналистами адвокат Рыно Артем Тимушев. Правда, удовлетворение гражданского иска родственниц убитого Абрамяна он пообещал вскоре обжаловать. «Рыно и Скачевский вряд ли выплатят эти четыре миллиона, будучи в колонии», — объяснил юрист.
«Я считаю, что весь этот процесс стоит рассматривать как социальную проблему, которая набирает обороты и свидетельствует о некоторой нездоровости межнациональных отношений в нашем обществе. Надеюсь, что кто-нибудь сделает из этого дела выводы, что карательные меры нужно сочетать с воспитательными. Мой подсудимый вот школу с золотой медалью окончил», — сказал адвокат Скачевского Дмитрий Аграновский.
А прокурор, сообщая, что она довольна решением суда, намекнула, что вскоре может быть начат процесс над другими скинхедами.
«В процессе следствия по делу Рыно и других следствием были задержаны еще участники преступлений на национальной почве», — сказала Семененко.
Что касается родственников убитого «бандой Рыно» Карена Абрамяна, старавшихся поскорее удалиться из здания суда, они удовлетворенными совсем не выглядели. «Я бы лучше им всем столько же ножевых ранений нанесла, сколько они Карену», — сказала вдова бизнесмена и спешно покинула Мосгорсуд, стараясь не смотреть на стоявших у входа Аввакумову и Дагаева, которые радостно обзванивали знакомых и родственников, сообщая, что «у них все отлично».