В Москве началась международная научно-практическая конференция «ВИЧ/СПИД в развитых странах». Темой ее первого дня стали научные и клинические аспекты профилактики инфекции. Открывая конференцию, столичный градоначальник напомнил: эпидемия ВИЧ-инфекции напрямую связана с моральным состоянием общества. «Нравственность — единственный инструмент спасения, в противном случае общество придет к деградации», — заявил Юрий Лужков.
Не преминул мэр напомнить и о том, что в Москве запрещают и впредь будут запрещать пропаганду сексуальных меньшинств.
По его мнению, такая пропаганда может стать одним из факторов распространения ВИЧ-инфекции в городе. «Вам известна позиция мэра Москвы в отношении сексуальных меньшинств, она не изменилась. Нам нужна нравственность, а не экзотические потребности секс-меньшинств. Сексуальные меньшинства — не индикатор демократии», — заявил Лужков. Затем инициатива перешла к специалистам.
Напомним, на сегодняшний день существуют две основные модели профилактики ВИЧ-инфекции: программы ответственного поведения и программы «снижения вреда». Первые направлены на изменение поведенческих стереотипов, формирование ответственного отношения к собственному здоровью и создание нетерпимого отношения общества к наркопотреблению. В основе программ «снижения вреда» лежит представление о том, что человека с девиантным поведением нельзя ни изменить, ни вылечить, поэтому нужно просто «снижать вред»: давать ему чистые шприцы, презервативы и метадон (сильнейший неинъекционный наркотик).
В российской системе здравоохранения активно внедряются программы «снижения вреда». Например, в проекте «Глобус» объединились несколько негосударственных организаций, получивших из Глобального фонда по борьбе со СПИДом $87 млн для работы в 10 регионах России.
При этом Москва едва ли не единственный регион, где от программы «снижения вреда» отказались полностью, сделав ставку на «ответственное поведение»: в городе запрещена раздача на улицах одноразовых шприцев и презервативов.
По словам председателя комиссии по здравоохранению Мосгордумы Людмилы Стебенковой, в мировом научном сообществе сформировалось неоднозначное отношение к программам «снижения вреда» — существуют исследования, доказывающие, что эти программы способствуют распространению ВИЧ-инфекции. При этом реализуемый в столице проект «Против СПИДа: простые правила» подвергается критике со стороны западных фондов.
Больше всего досталось слогану проекта: «Настоящие чувства и верность любимому человеку — естественная защита от СПИДа! Безопасного секса нет».
«В пику нам в последние пять лет в Москве проводилась активная кампания, основным лозунгом которой стали: «ВИЧ касается каждого» и «Безопасный секс — мой выбор», — рассказала Стебенкова. — Социальная реклама сопровождалась раскруткой интернет-сайта, где размещалась недостоверная информация о профилактике ВИЧ-инфекции и пропагандировались программы снижения вреда. Но любой здравомыслящий человек понимает, что с учетом путей передачи инфекции ВИЧ не может касаться каждого».
По мнению Стебенковой, добиться снижения темпов роста ВИЧ-инфекции в столице среди молодежи 14–18 лет с 1999 года более чем в 10 раз удалось именно благодаря тому, что Москва не пошла на поводу у таких фондов: «Профилактическая работа в городе включала в себя сбалансированные программы, направленные на формирование социально ответственной модели поведения. В то время как зарубежные эксперты предлагали нам проводить пропаганду презервативов, толерантного отношения к наркопотреблению и создание иллюзий безопасного поведения».
Скептически относится к программам «снижения вреда» и главный нарколог Москвы Евгений Брюн.
«Это самый пессимистический подход, когда говорят, что наркомана нельзя вылечить, а можно только снизить вред, — считает Брюн. — Предлагается свободно раздавать метадон, который не надо колоть. Но научить безопасному употреблению наркотика нельзя. Это карикатура на борьбу с наркоманией». По его словам, сегодня наркомания такая же проблема в учебных коллективах, как алкоголизм — в трудовых.
А «смертность от передозировки стала увеличиваться с 2003 года, когда было отменено принудительное лечение наркоманов и завышена допустимая доза наркотика при задержании», отметил нарколог.
За программы ответственного поведения ратовали на конференции и американские эксперты, поддерживающие так называемый ABC-подход (A — abstinence, B — be faithful, C — condom use), реализуемый в США с 2000 года.
Конгрессмен Крис Смит рассказал об опыте профилактических мер в Африке, где ситуация с распространением ВИЧ-инфекции является самой тяжелой в мире. По его словам, во многих африканских странах (Уганда, Ботсвана и др.) программы «снижения вреда» (банальная раздача презервативов) не сработали.
Однако с началом внедрения программы ответственного поведения в Уганде добились впечатляющих результатов: темпы роста эпидемии за 10 лет снизились с 15% до 5%.
Принципы ABC-подхода объяснил специалист Гарвардского университета по профилактике ВИЧ-инфекции Эдвард Грин. «ВИЧ распространяется сексуальным путем, а изменить сексуальное поведение достаточно сложно, — считает ученый. — Простое использование презервативов не меняет сексуального поведения, это просто техническая особенность. Самое главное — изменить поведенческие стереотипы, ведь множественные сексуальные связи увеличивают риск заражения. Поэтому откладывание сексуального дебюта для подростков и сохранение верности одному постоянному партнеру для взрослых должно стать ключевой идеей профилактики.
В Уганде сработало именно это, после того как социальный маркетинг презервативов провалился. Важен синергетический подход, нельзя делать упор только на технические средства защиты», — считает Грин.
Возможно, за таким подходом будущее. Сегодня же, по мнению экспертов, конфликт двух основных подходов — основная проблема профилактики ВИЧ-инфекции. «В каждой стране есть и «моралисты», и сторонники агрессивных превентивных мер, — считает директор биомедицинского центра СПбГУ Андрей Козлов. — И в каждой стране будет свой компромисс между этими составляющими. Но главное, о чем никогда не надо забывать, — это социальная норма. Если она будет расшатываться, то обществу грозит конец».