Во вторник в Мосгордуме обсуждали результаты первого года реализации «программы по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008–2014 годы». Как выяснилось на слушаниях, все возможные городские инстанции и контролирующие организации — от контрольно-счетной палаты до думы — просто завалены жалобами горожан.
Напомним, что в запланированную на 2008–2014 годы программу «Ответственным собственникам — отремонтированный дом» из 27,5 тыс. построенных до 1991 года жилых домов вошли 13 787 зданий (чуть более 1,5 тыс., подлежащих полному ремонту, и около 12 тыс. — выборочному). В целом на обновление жилищного фонда планировалось истратить до 490 млрд рублей. В 2008 году на ремонт 1728 домовладений из бюджета было направлено 40 млрд рублей.
Как сообщил начальник государственной жилищной инспекции города Владимир Объедков, плановые сроки работ были сорваны на 80% объектов.
Кроме дискомфорта, вызванного затянувшимся ремонтом, москвичи жалуются на некачественную работу подрядных организаций и плачевное состояние, в котором оказываются квартиры после замены в них общедомовых инженерных коммуникаций. По его словам, за время действия программы было выявлено более 3 тыс. случаев нарушения технологии выполнения работ, а штрафы, наложенные на подрядные организации за низкое качество ремонта, составили более 8 млн рублей.
Итогом стало расторжение договоров с недобросовестными подрядчиками и формирование «черного списка» из более чем трех десятков таких организаций.
И это единственное, чем могут себя успокаивать жители 36 домов, для которых существование «в состоянии ремонта» затягивается еще на неопределенный срок: в результате замены подрядчиков их раскуроченные дома перешли в программу следующего года.
Кроме того, по словам Объедкова, многие москвичи возмущаются тем, что в их домах работы ограничиваются так называемым выборочным ремонтом, в то время как у соседей он проводится «комплексно». Действительно, в этом году только в 620 домах (37% многоэтажек, где осуществлялся ремонт) он был комплексным: в домах не только меняли внутреннюю инженерию и красили подъезды, но и утепляли фасады, устанвливали узлы систем регулировки отопления, заменяли лифтовые кабины.
Пик жалоб от измученных затянувшимся ремонтом горожан пришелся на сентябрь, рассказал Объедков: в августе отставание от графика работ составляло 50%. Сейчас работы активизировались, и на 1 декабря программа была выполнена уже на 89% (работы приняты в 1536 домах). Кроме того, как уверяют чиновники, ими были сделаны выводы.
Как заявил на слушаниях глава департамента капремонта жилого фонда Артур Кескинов, в 2009 году комплексный ремонт, предусматривающий 49 видов обязательных работ, будет выполняться уже во всех домах.
Общее число домов, которые отремонтируют в 2009 году, станет известно в ближайшее время. По словам Кескинова, выполнять программу в 2009 году будет сложнее, поскольку около 45% домов, ремонт которых запланирован на этот период, имеют индивидуальную планировку, в то время как в текущем году ремонтировали только 4% таких домов.
В мэрии собираются исправлять ситуацию, создав «отраслевую вертикаль» управления программой и повысив уровень информированности жителей.
По словам Кескинова, префектуры оказались не готовы к работе с подрядными организациями, поэтому теперь функции техзаказчика передаются департаменту капитального ремонта. «Мы должны полностью обеспечить программу квалифицированными кадрами, усовершенствовать систему госзаказов, а также обеспечить более тесную работу с населением. Уже подготовлены методические рекомендации о том, как территориальные органы должны работать с ТСЖ», — поделился планами Кескинов.
При этом, пожаловался он, остается главная проблема — требование федерального законодательства отбирать подрядчиков по итогам конкурса или аукциона, главным критерием которого являются не квалификационные требования, а минимальная цена. «Эти конкурсы выигрывают за счет занижения расценок организации, не имеющие ни строительных мощностей, ни реальных возможностей, — рассказал руководитель департамента капремонта. — Они нахватали договоров, пришли, все разломали и бросили. А мы теперь по новой проводим конкурсы».
По мнению экспертов, ситуация не изменится до тех пор, пока заказывать и контролировать работы будут чиновники, а не сами собственники жилья.
Как рассказал председатель совета общественных экспертов по жилищному самоуправлению при фракции «Яблоко» в Мосгордуме Дмитрий Катаев, именно это и предусмотрено Федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». По его мнению, вопрос о том, кто выступает заказчиком, ключевой. «По федеральному закону средства передаются собственникам в ТСЖ и ЖСК или управляющим организациям, — объяснил эксперт. — И, получив деньги на свои счета, собственники могут сами выбирать подрядные организации и нужные им виды работ, а не отдавать это на откуп чиновникам». И, кстати, как отметил Катаев, требование выбирать подрядчиков исключительно через конкурс к собственникам, в отличие от префектуры или департамента, не относится.
По мнению эксперта, отказавшись от федеральных средств на капитальный ремонт жилья, московские власти тем самым ушли от необходимости выполнять закон, который дает жителям хоть какие-то рычаги управления. При этом имеющая статус закона городская программа, по его словам, не дает возможности оценить эффективность расходования средств даже специалистам. И в этом главная причина, по которой чиновники не желают от нее отказаться.
А пока, как рассказал Катаев, в отсутствие официальных социологических данных по вопросу удовлетворенности москвичей проведенным в их домах капремонтом он провел собственный социологический опрос. «Выступая по «Эху Москвы», я попросил ответить на этот вопрос переживших капремонт москвичей, — рассказал Катаев. — Всего проголосовало по интернету 556 человек. Из них положительно ответили 4,6%, еще 1,9% затруднились ответить. Остальные считают, что долг государства по капремонту перед ними так и не погашен».