Обвиненный в разглашении гостайны адвокат Борис Кузнецов направил в Европейский суд по правам человека иск к властям России. В документе он требует признать незаконным уголовное преследование в отношении него и выплатить компенсации за понесенный моральный и материальный ущерб. «Он же вынужден был закрыть свою адвокатскую контору», — пояснила один из адвокатов Кузнецова Анна Ставицкая. — Сейчас она фактически не работает, в штате только сам Кузнецов и его практикующий за рубежом коллега». Напомним, в феврале этого года Кузнецов спешно покинул Россию и получил политическое убежище в США.
В ЕСПЧ, помимо Ставицкой, интересы истца будет представлять и адвокат Карина Москаленко. Сейчас она участвует в скандальном процессе по делу об убийстве обозревателя «Новой Газеты» Анны Политковской, представляя семью журналистки.
Обращение опального юриста, зарегистрированное 1 марта, теперь официально принято к рассмотрению в Страсбурге.
Сумма заявленного иска пока не разглашается. Но Кузнецов уже заявил, что если он выиграет, то всю выплаченную компенсацию он потратит на благотворительность.
Уголовное дело в отношении Кузнецова было возбуждено в июле 2007 года. Тогда он представлял в суде интересы бывшего сенатора от Калмыкии Левона Чахмахчяна. Сенатор обвинялся в хищении мошенническим путем $1,5 млн у компании «Трансаэро» и в итоге был приговорен к 9 годам в колонии. (Неделю назад Верховный суд РФ снизил ему срок на полтора года). Когда Кузнецов еще официально отстаивал интересы Чахмахчяна, он сфотографировал секретный меморандум ФСБ, в котором говорилось о прослушивании силовиками телефонных переговоров его подзащитного. Копию этого документа вместе с прикрепленной к нему жалобой адвокат направил в Конституционный суд России. Однако Чахмахчану это не помогло, а у самого Кузнецова появились проблемы с правоохранительными органами.
Адвоката обвинили в разглашении гостайны и начали уголовное преследование. В СИЗО Кузнецов не попал: накануне предполагаемого ареста он успел скрыться. В феврале стало известно, что он получил политическое убежище в США. А в сентябре 2008 года Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Москве заявило, что расследование дела в отношении Кузнецова прекращено. Официальной причиной был назван «нерозыск обвиняемого».
Сам адвокат называет уголовное дело «политическим» и «сфабрикованным».
Даже несмотря на то что оно было прекращено, истец считает, что в ФСБ «частично добились своего»: свою деятельность в России адвокату пришлось прервать. Кузнецов сделал свою карьеру на громких политических делах. Он представлял интересы семей погибших моряков атомной подводной лодки «Курск». В Страсбургском суде ему удалось добиться обжалования решения Главной военной прокуратуры РФ, заключившей, что спасти моряков было невозможно. Адвокат также защищал заведующего сектором отдела военно-технической и военно-экономической политики отдела внешнеполитических исследований Института США и Канады РАН Игоря Сутягина, который обвинялся в разглашении гостайны представителям британской консалтинговой фирмы. Сутягин был осужден на 15 лет. Также Кузнецов представлял интересы главы фонда «Образованные медиа» журналистки Мананы Асламазян и семьи убитой журналистки Анны Политковской. По мнению Кузнецова, его активная позиция во всех этих делах могла не понравиться силовикам, которые сделали все возможное, чтобы прекратить его профессиональную деятельность на территории России. При положительном решении Страсбурга Кузнецов сможет ее возобновить.