В ночь на вторник на севере Токио был убит бывший заместитель главы министерства здравоохранения Японии. Тела 66-летнего Тахеико Ямагучи и его 61-летней жены Мисико полицейские обнаружили во вторник утром во дворе дома, где жили супруги, передает AFP.
Неизвестный преступник ударил Ямагучи ножом в грудь. Так же он поступил с женой чиновника, после чего скрылся. Обе жертвы скончались от полученных ран.
Полицейские, приехавшие на место преступления, осмотрели дом, собрали улики и предположили, что на дом замминистра напали грабители, которых кто-то спугнул, поэтому преступники ничего не похитили. Однако позже в тот же день появилась информация о еще одном похожем нападении. Жену 76-летнего Кендзи Йосивара, который в прошлом также был заместителем министра здравоохранения, доставили в больницу с колотым ранением. Врачи говорят, что состояние пожилой женщины тяжелое, но ее жизнь вне опасности.
Как выяснила токийская полиция, 72-летняя пенсионерка сама открыла дверь преступнику — он представился почтальоном и сказал, что принес посылку. Когда Ясуко Йосивара появилась на пороге, она получила удар ножом в грудь. Нападавший с места преступления скрылся. Свидетелей, которые могли бы вывести на его след, полицейские пока не нашли.
Два похожих нападения навели следователей на мысль, что их совершил один и тот же человек. В официальном сообщении полиции Токио, распространенном во вторник телекомпанией NHK, говорится, что мотив преступника может быть связан с профессиональной деятельностью погибшего замминистра и его коллеги. И Ямагучи, и Йосивара в прошлом работали в управлении социального страхования министерства здравоохранения и занимались вопросами выплаты пенсий. Что именно побудило злоумышленника нападать на чиновников — пока неизвестно. Самой очевидной причиной может быть пенсионная реформа, проведенная японскими властями несколько лет назад и признанная провальной.
Нынешнее руководство министерства здравоохранения уже предупредило своих бывших сотрудников, что они могут стать следующими жертвами «мстителя».
«Мы позвонили по телефону каждому из бывших сотрудников этого управления и предупредили их. Всего мы обзвонили около 40 человек», — сообщили в министерстве здравоохранения.
О кризисе пенсионной системы страны власти Японии заявили еще в 2004 году, когда выяснилось, что темпы старения населения и увеличения числа пенсионеров не сопоставимы с размерами пенсионного фонда. Дело в том, что плата пенсионных взносов была хоть и обязательной, но, по сути дела, никак не контролировалась. Из-за образовавшегося дефицита бюджетных средств правительству пришлось повысить налог на потребление с 5% до 8%, что вызвало серьезное недовольство населения. Кроме того, пенсионный кризис сопровождался скандалом: летом 2004 года выяснилось, что сами члены правительства не платили обязательных взносов. В неуплате уличили шестерых членов кабинета министров тогдашнего премьера Дзюнъитиро Коидзуми, в том числе генерального секретаря Ясуо Фукуду.
Еще один скандал, с которым полиция более склонна связывать нападения на экс-чиновников, произошел в сентябре 2007 года.
Управление социального страхования из-за бюрократических проблем потеряло данные о 10% пенсионеров, и они остались без денег.
«Безымянными» оказались 5,24 млн счетов — в документации не были указаны ни имена, ни фамилии, ни даты рождения, ни контактные телефоны владельцев, писала газета The Asahi Shimbun. Восстановить утраченные данные можно было только вручную, сверив номер счета, занесенный в базу данных, и номер пенсионной книжки, который находится на руках у пенсионеров. Полностью наладить работу базы не удалось до сих пор.
Не исключено, что за провальную работу управления соцстрахования чиновникам мстят сами пенсионеры: министерство юстиции Японии отмечает, что в последние годы серьезно выросло число преступлений, которые совершают пожилые люди. В докладе, обнародованном минюстом страны осенью этого года, говорится, что за последние пять лет число преступлений, совершенных гражданами старше 65 лет, увеличилось вдвое, сообщает Reuters. Нарушать закон стариков побуждает одиночество, ощущение собственной ненужности и резкое снижение доходов после выхода на пенсию. Согласно социологическим исследованиям, две трети пожилых японцев на сегодняшний день не смогли бы жить только на доходы от пенсии.