Вслед за федеральными чиновниками проблемой коррупции в своих рядах озаботились московские власти. В понедельник на заседании комиссии по законодательству Мосгордумы прошли предварительные слушания разработанного городской прокуратурой (но еще не внесенного в думу) законопроекта «О системе противодействия коррупции в городе Москве». Как заявила представлявшая документ старший помощник прокурора Вероника Кропивенко, весь опыт антикоррупционной деятельности разных стран мира показывает, что это «имеющее прочную экономическую основу социальное зло» искоренить невозможно. Но его можно снизить до «приемлемого уровня».
Репрессивные меры в столичной прокуратуре считают малоэффективными, уповая больше на профилактику.
Задачами антикоррупционной политики в прокуратуре считают «устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению», «повышение риска коррупционных действий и потерь от них», а также «увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов».
Решать эти задачи, по идее авторов документа, должны сами чиновники, общественные организации и СМИ. Как именно, общественности предоставляется определять самостоятельно. СМИ, «координируемые и стимулируемые системой госзаказов и грантов», займутся просветительской работой, воспитанием в населении «чувства гражданской ответственности» и укреплением доверия к власти.
Что до чиновников, то им законопроект добавляет работы по бумаготворчеству.
Так, госорганам предписывается разрабатывать и осуществлять антикоррупционные программы — городскую, ведомственные и муниципальные. А также регулярно представлять отчеты об их реализации в специальный госорган, который займется подготовкой сводного отчета о состоянии коррупции в городе и успехах в борьбе с ее проявлениями.
Департамент образования займется «формированием антикоррупционного мировоззрения, повышением уровня правосознания и правовой культуры» подрастающего поколения. Мосгордума – антикоррупционной экспертизой правовых актов и их проектов. А еще один специально созданный орган — мониторингом коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики.
Среди немногочисленных прописанных в законе конкретных мер — представление государственными и муниципальными чиновниками сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, мониторинг конкурсного замещения вакантных должностей, регламентация исполнения госфункций и услуг (сроки, последовательность действий административных процедур и т. п.).
А также поощрение чиновников «за длительное и безупречное исполнение своих полномочий, честность и неподкупность».
На депутатов «прокурорский» законопроект ожидаемого впечатления не произвел. «Противодействие коррупции не должно носить характер драки на восточном базаре, когда все кричат: держи вора», — считает председатель профильной комиссии Александр Семенников. Кроме того, по его словам, этому документу очень подошло бы название «Пчелы против меда». «Чиновникам предлагается проверять самим себя, составлять совещательные органы. Может быть, стоит предусмотреть ваше более активное участие», — обратился Семенников к представителю прокуратуры. Впрочем, по словам Вероники Кропивенко, она надеется и «в главке считают, что органы исполнительной власти справятся».
По мнению депутата Валерия Шапошникова, не надо изобретать велосипед, когда есть удачный зарубежный опыт. Например, в Канаде чиновник может потратить наличными определенную минимальную сумму денег, все остальные платежи – через банковскую карту. «В такой ситуации никакие сказки про неожиданное бабушкино наследство не проходят», — отметил депутат.
А спикер городского парламента Владимир Платонов и вовсе считает, что Москва может обойтись без собственного антикоррупционного законодательства.
«Мы своими законами должны учитывать специфику Москвы, но какая может быть в коррупции местная специфика, — заявил Платонов. — Я не вижу разницы между московской и тамбовской коррупцией». Кроме того, по его словам, то, что сейчас модно называть «коррупцией», — давно описанные в действующем законодательстве должностные преступления. И самое лучшее, что может сейчас сделать городской парламент, — направить в Госдуму свои поправки ко второму чтению антикоррупционного пакета президента Медведева.
Между тем прокурор города имеет право внести законопроект в Мосгордуму вне зависимости от мнения депутатов. К тому же, по данным Платонова, в прокуратуре просто доработали спущенную сверху разработку для всех регионов. Правда, представитель прокуратуры опровергла эту информацию. «Модельного закона не было, — отметила она. – Было указание ускорить».