Банкира Алексея Френкеля осудили на 19 лет. Остальных фигурантов дела об убийстве зампреда ЦБ Андрея Козлова приговорили к длительным срокам заключения, а непосредственного исполнителя осудили на пожизненное заключение. Приговором остались довольны все, кроме самих обвиняемых. Адвокаты Френкеля, которые заявляли, что он невиновен и проиграли дело, на оглашение приговора даже не пришли.
В четверг Мосгорсуд вынес приговор по делу об убийстве зампреда ЦБ Андрея Козлова, который вместе с водителем был застрелен вечером 13 сентября 2006 года. Выслушать решение суда по громкому делу собралось полсотни журналистов, а также родственники и знакомые как подсудимых, так и погибшего чиновника. Его старший сын Андрей и вдова Екатерина Козлова в ожидании приговора беседовали с адвокатом Владимиром Саковичем, представлявшем в суде их интересы. Брат главного обвиняемого по делу Алексея Френкеля Михаил и их отец Ефим Френкель стояли у самого входа в зал и через головы вооруженных автоматами омоновцев пытались разглядеть, привели ли обвиняемых. Неподалеку от них отдельной группой стояли несколько мужчин, одетых в строгие костюмы.
Как пояснили «Газете.Ru» адвокаты подсудимых, на оглашение приговора Френкелю и другим пришла вся следственная группа, расследовавшая это дело, во главе со следователем СКП по особо важным делам Валерием Хомицким.
Френкель и еще шестеро подсудимых — Лиана Аскерова, Борис Шафрай, Алексей Половинкин, Максим Прогляда, Александр Белокопытов и Богдан Погоржевский — поднялись в зал в сопровождении милиционеров и десятка бойцов ОМОН. Подсудимые игнорировали вспышки фотокамер и направленные на них телеобъективы, пытаясь хотя бы жестами пообщаться с родственниками. Френкель через небольшое окошко в стеклянной клетке пожал руки входившим отцу и брату.
«В настоящем судебном заседании оглашается вводная резолютивная часть приговора», — начала зачитывать свое решение судья Наталья Олихвер. Ранее по этому делу был вынесен вердикт присяжных заседателей, которые единодушно признали всех фигурантов дела виновными в убийстве зампреда ЦБ. Снисхождение присяжных заслужил только Погоржевский, который признал свою вину и активно сотрудничал со следствием.
Остальные подсудимые не раз заявляли, что стали жертвами следователей, не желавших искать реальных убийц, и несправедливого суда.
По версии обвинения, в 2006 году Френкель попросил у Аскеровой найти исполнителя убийства Андрея Козлова. 38-летняя совладелица ресторана «Триш» якобы передала просьбу Френкеля 55-летнему московскому бизнесмену Борису Шафраю. Тот вместе с Погоржевским нашел Половинкина, Прогляду и Белокопытова, которые и совершили преступление вечером 13 сентября 2006 года. Во время нападения были убиты сам Козлов и его водитель. По материалам уголовного дела, Френкель заплатил за убийство более $300 тыс. Половинкину и Прогляде досталось по $8,5 тыс., Белокопытову — $3 тыс. Аскерова оставила себе $80 тыс. Еще $200 тыс. поделили Погоржевский и помогавший ему искать киллеров Игорь Космынин (он до сих пор находится в розыске, дело в отношении него выделено в отдельное производство). Шафрай помогал Аскеровой бесплатно в силу дружеского расположения.
Судья Олихвер, оглашая приговор, напомнила, что все семеро обвиняемых признаны виновными по ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство, совершенное по предварительному сговору организованной группой). Погоржевский, Прогляда и Половинкин также обвиняются по ч. 3 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия).
За убийство Козлова Френкель, как заказчик, приговорен к 19 годам колонии строгого режима, хотя гособвинение просило для него пожизненного заключения.
Аскерову суд признал виновной в убийстве и приговорил к 13 годам. Шафрай осужден на 14 лет, Погоржевский приговорен к 6 годам заключения, Максим Прогляда осужден на 24 года, Белокопытов — на 10 лет, а 32-летний Половинкин, который стрелял в Козлова, приговорен к пожизненному заключению. Все осужденные будут отбывать наказание в колонии строгого режима, кроме Лианы Аскеровой, которую после вступления приговора в силу этапируют в колонию общего режима.
Суд также удовлетворил гражданский иск отца Козлова к подсудимым на 10 млн рублей.
С Френкеля, Прогляды и Половинкина взыщут по 2 млн, с остальных — по 1 млн. Кроме того, суд вынес постановление в адрес президента адвокатской палаты Москвы Генри Резника по принятию мер в отношении адвокатов осужденных — Коблева, Кирсановой, Черновой, Яворского, Ельмашева и Хорста.
Подсудимые восприняли приговор спокойно, Френкель, услышав о 19 годах, даже не изменился в лице. «Вы будете обжаловать приговор, Алексей?» — спрашивали осужденного банкира журналисты. В ответ Френкель задумчиво молчал, то ли пытаясь осмыслить услышанное, то ли переживая по поводу отсутствия в зале суда адвокатов. Ни один из защитников подсудимого на приговор не пришел. Как пояснили их коллеги, Руслан Коблев в этот день оказался занят в другом процессе. Куда делся Дмитрий Хорст, адвокаты ответить затруднились.
Как заявили защитники, выходя из зала, «приговор будет обжалован немедленно». «В понедельник мы получим полный текст судебного решения и сразу начнем писать кассационную жалобу в верховный суд», — сказал «Газете.Ru» адвокат Половинкина Александр Чернов. «Это однозначно несправедливый приговор, во многом отдающий расправой. Я не узнаю своего брата, если он не продолжит бороться», — разделил позицию адвокатов Михаил Френкель. Жалобу в Верховный суд адвокаты и подсудимые могут направить в десятидневный срок с момента вынесения решения Мосгорсуда.
Прокуратура и потерпевшие приговором остались довольны. «Конечно, супруга Андрея Андреевича была бы рада, если бы этого дела вообще не было, а ее супруг был жив, — выступил перед журналистами ее представитель Сакович. — Но приговором, как и вердиктом присяжных, мы удовлетворены». «Решение суда законное, справедливое и обоснованное», — считает гособвинитель Гульчехра Ибрагимова. Она добавила, что не разочарована «мягкостью» решения судьи по сравнению с тем сроком, который требовала прокуратура. «Суд справедливо учел данные о личности Френкеля, он ранее не судим, к тому же он осознал, что неправильно вел себя в процессе и в последнем слове извинился за многочисленные процессуальные нарушения», — заявила Ибрагимова.
Что касается Половинкина, прокуроры посетовали, что в российском законодательстве отменили смертную казнь.
«Для таких как Половинкин в Уголовном кодексе имелась мера, на которую теперь введен мораторий. В противном случае у нас не дрогнула бы рука попросить самого сурового приговора», — сказала гособвинитель.