Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Нерпа» сдала оборонку

Трагедия на «Нерпе» свидетельствует о проблемах в российском оборонно-промышленном комплексе

Трагедия, произошедшая на атомной подводной лодке «Нерпа», свидетельствует о больших проблемах в российском оборонно-промышленном комплексе. Так считают эксперты-подводники и гражданские специалисты. В частности, необходимо срочно наладить подготовку высококвалифицированных кадров, разработать новую стратегию развития подводного флота и заняться психологической реабилитацией экипажей.

«Трагедия, произошедшая в ходе заводских испытаний на подводной лодке «Нерпа», свидетельствует о серьезных сложностях российского оборонно-промышленного комплекса», — заявил в понедельник «Газете.Ru» председатель комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александр Каньшин. Еще в июле он вместе с представителями Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных сил побывал на Дальнем Востоке, осмотрел Тихоокеанский флот и Амурский судостроительный завод. Тогда были обнаружены большие проблемы в области подготовки кадров для отечественной оборонки. «По итогам визита председателю правительства РФ Владимиру Путину было направлено письмо, в котором отмечалось крайне сложное положение Амурского судостроительного завода, в частности, в связи с оттоком с предприятия высококвалифицированных кадров», — заявил Александр Каньшин.

О том, что проблема кадров стоит остро, «Газете.Ru» подтвердил представитель Содружества ветеранов-подводников Гаджиево Северного флота капитан 1-го ранга запаса Николай Тепляков. «Действительно, сейчас ситуация с кадрами в подводном флоте намного хуже, чем в советское время, — говорит он. — В 80-е годы я сам участвовал в строительстве подводной лодки, сдавал ее. Так тогда заводская сдаточная команда (эксперты, которые участвовали в испытаниях лодки и проверяли механизмы) была на две--три головы выше военных, она лучше них знала оборудование. В 90-е годы многие высококвалифицированные специалисты ушли с предприятий — не было новых заказов. Позже таких специалистов уже было не найти, а подготовка новых сейчас сильно хромает».

Кроме того, говорят специалисты, на ситуацию влияет увеличение сроков строительства АПЛ.

«Если в советское время мы строили по пять подводных лодок, то сейчас на строительство одной уходят десятилетия, — отмечает Николай Тепляков. — «Нерпа» была заложена в цехе Амурского судостроительного завода 15 лет назад. Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» строилась 11 лет». Разумеется, за это время часть оборудования морально устаревает, появляется необходимость в его замене. «У нас так устроена система, что даже если на подводную лодку поставят современные комплектующие, то обязательно будет хотя бы одна устаревшая система из прошлого, — говорит Покровский. — По тому же фреону споры идут десятилетия на тему, нужно ли его продолжать использовать или стоит перейти на более современные и менее вредные способы тушения пожаров. Кроме того, сейчас российская промышленность испытывает трудности с комплектующими, так что, вполне вероятно, что на новой подлодке может появиться, например, не та сталь».

Долгие сроки строительства лодок не могут не сказаться на стратегии развития всего флота.

«Оружие нельзя просто так строить, его нужно наращивать, — объясняет подводник с 10-летним стажем, писатель Александр Покровский. — За 10 лет, пока лодка строится, могут измениться и враги и их вооружение».

Регрессия видна и в сокращении объемов флота.

«В советское время было 100 ракетных подводных лодок и 100 многоцелевых подводных лодок, — говорит Покровский. — Сейчас, по данным Конгресса США, которые продолжают следить за «противниками», у нас примерно 8 подводных лодок, которые могу выйти в море. Есть, правда, лодки, которые стоят у пирса, но в случае угрозы могут стрелять».

Впрочем, как рассказал «Газете.Ru» один из бывших подводников на условиях анонимности, подводный флот и в советское время не блистал — он брал лишь количеством.

«Наши лодки в основном стояли на базе, а в США лодки использовались более эффективно — американцы гораздо меньшим количеством лодок обеспечивали паритетное присутствие в море», — говорит он.

Опрошенные эксперты практически хором говорят о том, что подводный флот не обеспечивает людям нормальных условий для работы и для жизни, что не может не сказаться на увеличении числа внештатных ситуаций, вызванных человеческим фактором.

«На «Нерпе» предусмотрен экипаж в 73 человека, но это не означает, что всем хватит спальных мест, — говорит Покровский. — Вдобавок ко всему, в море всегда выходит больше человек, чем предусмотрено, так что всегда кто-то спит на матрасах в проходах». Когда же проходят испытания лодки, на ее борту находится вообще больше двух сотен специалистов, которые несколько недель проводят в замкнутом пространстве без удобств.

Не задумываются руководители флота и о психическом воздействии на подводников.

«В России в автономное плавание подлодки уходят на 100 суток, а в США — не больше 56 суток, — говорит Покровский. — Их ученые рассчитали, что в отрыве от земли человек может нормально прожить 56 суток, а дальше его способность адекватно реагировать ухудшается. А ведь затонувшая подлодка «Курск» была направлена на учения сразу после, как вернулась из автономки, а подлодка «Комсомолец» затонула в конце похода, когда адекватность действий экипажа существенно снизилась».

В целом произошедшее на «Нерпе» еще раз показало, что необходимо пересмотреть ситуацию в оборонно-промышленном комплексе, говорят специалисты.

«Произошедшее подрывает авторитет российских производителей оружия, а также уверенность военнослужащих в надежности отечественной военной техники», — считает представитель Общественной палаты Александр Каньшин. По его мнению, это еще раз подчеркивает важность человеческого фактора как в сфере ОПК, так и в силах флота. Но что будет сделано, чтобы исправить ситуацию, и будет ли сделано вообще, остается непонятным.

Что думаешь?
Загрузка