В понедельник Мещанский районный суд Москвы принял решение об аресте гражданина России, задержанного в пятницу вечером по подозрению в попытке угона самолета Boeing 737 авиакомпании Sky Express, летевшего рейсом Сочи — Москва. Об этом «Газете.Ru» сообщили в Следственном комитете при прокуратуре России.
33-летний Олег Васянович, летевший рейсом ЭХ-234, передал стюардессе записку с требованием лететь в Австрию. После посадки в московском аэропорту «Внуково» пассажир был задержан. Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СКП предъявило Васяновичу обвинение по пункту «в» ч. 2 ст. 211 УК РФ (угон судна воздушного транспорта) и ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма).
Как выяснилось, Васянович был судим в 2001 году за убийство своей матери. «Его дважды принудительно лечили — первый раз после убийства, а второй раз — в связи с обострением агрессии, — рассказал «Газете.Ru» руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях, профессор Михаил Виноградов. — В тот день, когда его отпустили врачи, он и вылетел из Сочи на самолете».
За десять дней в российском небе произошла похожая «попытка захвата» самолета.
15 октября россиянин турецкого происхождения Яшар Паша-оглы попытался захватить борт A320 компании Turkish Airlines, следовавший из Антальи в Санкт-Петербург. Он заказал у стюардессы виски, а затем передал ей записку, в которой потребовал направить самолет в Страсбург. Также в письме было указано, что в самолете находятся люди с взрывным устройством, которое будет активировано в случае отказа. Экипаж тянул время и благополучно приземлился в петербургском аэропорту «Пулково». «Террорист» был задержан сотрудниками милиции.
Первоначальная версия о том, что он был пьян, не подтвердилась. Во время допросов задержанный заявил, что угрозой взорвать самолет хотел привлечь внимание общественности к своей поэзии и религиозным взглядам. Паша-оглы сообщил, что считает себя «лидером радикал-кемалистской партии», которая якобы собирается участвовать в выборах турецкого президента. В Страсбург, пояснил «террорист», он хотел попасть потому, что там находится Европейский суд по правам человека.
Из-за выходки поэта огромные проблемы возникли у остальных пассажиров: в «Пулково» их четыре часа держали в аэропорту, раздевая до нижнего белья и тщательно изучая багаж — силовики искали пособников Яшара Паши-оглы, которых на деле не было.
Тем не менее, представители аэропортов и авиакомпаний заявили, что пока не собираются как-то ужесточать меры безопасности.
В российских авиакомпаниях «Газете.Ru» сообщили, что это прерогатива аэропортов, в которых и происходит досмотр людей. «Подразумевается, что если пассажир прошел контроль в аэропорту, то он не угрожает безопасности полета, — сообщил «Газете.Ru» руководитель пресс-службы авиакомпании S7 Кирилл Алявдин. — У стюардесс нет задачи выявлять среди пассажиров потенциально опасных людей. Но при этом экипаж обязан сводить на нет все конфликтные ситуации на борту, когда нервничающие пассажиры высказывают недовольство. Для этого стюарды проходят психологические тренинги. Также в экипаже всегда есть бортпроводник-мужчина, который в случае необходимости сможет повлиять на беспокойного пассажира».
В авиакомпании Sky Express заявили, что из-за пятничной «попытки захвата» у них не предпринимается никаких дополнительных мер: нынешних достаточно. «Бортпроводники прошли тренинги и всегда готовы к нештатным ситуациям, кроме того, они следят за состоянием пассажиров, поднимающихся на борт самолета, — пояснил «Газете.Ru» руководитель пресс-службы Sky Express Виталий Коренюгин. — Авиакомпании также имеют право не допустить сильно нетрезвого пассажира на борт. На высоте в 10 тысяч метров воздействие алкоголя на организм усиливается, и такой пассажир может представить угрозу безопасности».
В аэропортах также говорят, что не будут в ближайшее время что-либо менять в процедуре досмотра.
«Порядок досмотра пассажиров может быть изменен только в случае внесения соответствующих изменений в нормативные акты, — пояснила «Газете.Ru» представитель пресс-службы аэропорта «Внуково» Мария Богомолова. — Сейчас предполетный и послеполетный досмотр пассажиров в аэропортах осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами, в частности в соответствии с приказом Минтранса России №104 от 25 июля 2007 года».
В то же время на прошлой неделе по этому поводу выступил глава комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Анатолий Кучерена. Он предложил ужесточить процедуру досмотра авиапассажиров и подключить к ней специалистов-психологов. «Надо делать все, чтобы на борт не попадали люди с ненормальной психикой, потенциальные террористы», — заявил он, хотя и призвал к «сбалансированному подходу к проблеме».
Однако эксперты сомневаются, что идея Общественной палаты может воплотиться в реальность.
Как уверяют эксперты, в любом случае один человек просто не сможет хорошо изучить поток пассажиров, которые садятся на один рейс. «Психолог должен будет обработать за одну посадку 130-150 людей, это слишком большой объем, — сообщил «Газете.Ru» академик Российской Академии транспорта, бывший начальник Центра авиационной безопасности Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Герман Никулинский. — Он сможет высказать лишь поверхностное мнение. Но такое же мнение о пассажирах сейчас составляют сотрудники аэропорта, общаясь с пассажирами не один, а три раза: на регистрации и сдаче багажа, при досмотре, при проверке билетов. Так что смысла вводить новую должность нет».
По словам Германа Никулинского, нечто вроде службы психологов уже есть в ряде российских аэропортов и, в частности, в столичных «Шереметьево» и «Домодедово».
«Люди в штатском, которые выбирают кажущихся им подозрительными пассажиров и общаются с ними», — пояснил эксперт. «Это служба профайлинга, — подтвердили «Газете.Ru» в авиакомпании S7. — Сотрудники службы безопасности в штатском ходят по залам аэропорта и приглядываются к пассажирам. Если человек нервничает, или ведет себя подозрительно, то с ним завязывается беседа, в ходе которой выясняется, куда человек едет и что его тревожит». Конечно, для лучшего результата, служба профайлинга должна побеседовать с каждым пассажиром, но так делают только в Израиле. «Но у них всего два аэропорта, да и деньги на эту процедуру выделяются огромные, — говорит Герман Никулинский. — А в России сотни аэропортов, огромный поток пассажиров. С каждым не поговоришь».
Как считает Никулинский, другими способами отследить психически больных людей в аэропортах практически нереально.
«Можно только сделать «черный список», в который бы заносились все преступники и душевнобольные люди, и по нему пробивать всех пассажиров, — говорит академик. — Но всегда может объявиться «новичок», данных которого в этой картотеке нет».
«Общественной палате стоит изучить закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», который запрещает психиатрам самостоятельно осматривать психически больных и направлять их в клинику на лечение, — сообщил «Газете.Ru» профессор Михаил Виноградов. — И вообще идея выявлять в толпе пассажиров психически неуравновешенных — это глупость, охота на ведьм».
Как говорит профессор, чтобы не дать психически больному человеку пройти на борт, надо, прежде всего, заняться реабилитацией таких людей. «После лечения их буквально выкидывают на улицу, — говорит Михаил Виноградов. — У них может не быть жилья, денег, они могли утратить профессиональные навыки из-за болезни. В итоге, оказавшись на улице, они могут решить, как Олег Васянович, улететь за границу».