В Вооруженных силах (ВС) России может быть упразднен институт прапорщиков и мичманов. Об этом в четверг со ссылкой на источник в Минобороны сообщил «Интерфакс». «В период до 1 декабря 2009 года планируется сократить, перевести на другие должности и уволить в запас около 140 тысяч прапорщиков и мичманов, находящихся сегодня на военной службе», — сообщил источник в военном ведомстве.
По словам собеседника агентства, институт прапорщиков и мичманов «не вписывается в современный облик российской армии, где приоритетом должен стать высокопрофессиональный сержантский корпус из числа контрактников».
В пресс-службе Минобороны «Газете.Ru» эту информацию подтверждать отказались. «Мы это заявление не подтверждаем. Пока увольнение прапорщиков не обсуждалось», — сказали в пресс-службе, отказавшись от дальнейших комментариев.
Военные эксперты к новости о массовых сокращениях среди прапорщиков и мичманов отнеслись настороженно.
«С одной стороны, прапорщик — профессия специфическая, характерная скорее для советской армии. Это первая, низшая ступень офицерской карьеры в нашей призывной армии. Она действительно несколько устаревшая, но с ней стоит быть аккуратней», — считает сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики международных отношений РАН, подполковник запаса Владимир Евсеев. По мнению эксперта, призывная практика устарела, вместе с ней устарела и должность прапорщика, но избавляться от нее стоит выборочно.
Как считает Евсеев, если сокращения все же произойдут, то главным его положительным моментом станет увольнение прапорщиков, занимающих «хлебные места».
«Хозяйственников, которые заведуют складами и «подкармливаются» там, можно либо переводить на другие должности, либо увольнять в запас, заменяя их гражданским персоналом. От этого станет только лучше», — считает Евсеев.
Однако, по мнению сотрудника Центра международной безопасности, увольнение прапорщиков, командующих взводами и являющихся техническими специалистами, может серьезно ударить по всем российским ВС. Особенно пострадают Военно-воздушные силы. «Есть специалисты, в случае увольнения которых будет некем их заменить. Особенные проблемы начнутся у ВВС — там некому будет управлять теми же радиолокационными точками, а эти обязанности выполняют именно прапорщики», — отмечает Евсеев.
Кроме того, согласно закону с 1990 года, танками Т-80 имеют право управлять только прапорщики. Так же ситуация обстоит и с эксплуатацией мобильных ракетных комплексов «Тополь-М».
Таким образом, по мнению собеседника «Газеты.Ru», российская армия, где низовое звено технических специалистов состоит именно из прапорщиков, может серьезно пострадать. «Их либо нужно будет переводить в сержанты, либо называть как-то по-другому, либо переучивать, а на их места брать кого-то еще, а до 2009 года это точно никто сделать не успеет», — заключает эксперт.
По словам бывших военнослужащих, с исчезновением института прапорщиков в российской армии уйдет в историю специфическая армейская субкультура, с которой связана целая серия баек, поговорок и анекдотов. Это станет вторым знаковым событием после прошлогоднего решения об отмене портянок и кирзовых сапог.
Да и сам план массовых сокращений в армии до 2012 года вызывает одинаковые опасения и у военных экспертов, и у общественных деятелей. Как сообщил «Интерфакс», члены комиссии Общественной палаты (ОП) России по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей с января 2009 года намерены проводить систематический мониторинг планируемого хода сокращений. Глава комиссии ОП Александр Каньшин заявил информагентству, что объявленные 14 октября министром обороны Анатолием Сердюковым масштабные сокращения среди офицеров с 350 тыс. до 150 тыс. «затрагивают сотни тысяч судеб военных и безопасность страны в целом». «Нас настораживает два момента: принципы, по которым будут увольнять того или иного прапорщика, мичмана или офицера, прежде всего прослужившего 10–15 лет, а также сроки планируемого сокращения», — признался Каньшин.
Военные эксперты на массовые сокращения смотрят еще скептичнее, напоминая, что придутся они на период финансового кризиса. Специалисты предрекают социальную катастрофу.
«До сих пор неясно, смогут ли в Генштабе, увольняя часть военных в запас, потом обеспечить их жильем и пенсией. Тем более в свете финансового кризиса, который скоро ударит очень сильно», — напоминает Евсеев. По его словам, из-за некорректного выполнения плана по сокращению тысячи офицеров могут «остаться на улице или уйти в криминал». Главная проблема, по его мнению, заключается в отсутствии «внятных социальных гарантий». «Многие из них прошли Чечню и лучше всего умеют стрелять и служить. Может повториться история с воинами-афганцами, которые возвращались с войны в никуда и уходили в бандиты. Этим военным тоже все еще неясно, где, на что и как им жить», — считает собеседник «Газеты.Ru».