Экс-руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ Дмитрий Довгий, обвиняемый в получении взятки в размере 750 тыс. евро, останется в «Матросской Тишине» до 18 января будущего года. В четверг ходатайство следствия о продлении Довгию срока ареста удовлетворил Басманный районный суд. Таким образом, бывший руководитель ГСУ проведет в СИЗО, по меньшей мере, пять месяцев. Адвокаты Довгия говорят, что их подзащитному скоро предъявят обвинение в окончательной редакции, и уже в ноябре-декабре этого года передадут дело в суд.
Заседание суда в четверг началось с часовым опозданием — где-то в московских пробках застряла машина спецконвоя. Довгия, в отличие от остальных обвиняемых по разным уголовным делам, не привозят в суд в общем автозаке рано утром. Его доставляют в Басманный суд в отдельном автомобиле.
В ожидании главного действующего лица следователь по особо важным делам Никандров и адвокат Юрий Баграев оживленно беседовали друг с другом, обсуждая, как будут работать суды в новогодние праздники.
Довгия в зал суда привели два милиционера, к одному из которых обвиняемый был прикован наручниками. За два месяца в СИЗО бывший высокопоставленный следователь совершенно не изменился, был так же чисто выбрит и аккуратно пострижен. Только вместо строгого костюма на нем были джинсы, спортивная куртка и кроссовки. «Он, конечно, был подавлен, два месяца в изоляторе — это ужасный стресс, но постепенно наступает адаптация. К тому же он знает, как это работает, ничему не удивляется и никаких иллюзий не питает», — сказал перед заседанием корреспонденту «Газеты.Ru» адвокат Довгия Баграев.
Ходатайство рассматривали в закрытом режиме — сославшись на тайну следствия, об этом попросил представитель СКП. Обвиняемый не возражал против вывода журналистов из зала.
Как пояснил позже адвокат, Довгий очень переживал, когда в день ареста его заставили дважды входить в клетку из-за того, что кто-то из телеоператоров центральных каналов не успел снять удачный кадр.
Обсуждение ходатайства о продлении ареста заняло не больше 20 минут. Следователь заявил, что обстоятельства дела не изменились — Довгий, как бывший сотрудник следственных органов, может оказать давление на следствие и свидетелей, уничтожить улики или скрыться. Его поддержала представитель Генпрокуратуры Ксения Туркова. Сам обвиняемый заявил, что скрываться не собирается, а адвокат потребовал просьбу следствия отклонить и изменить меру пресечения. «Они сказали «да», мы сказали «нет», вот и все. Тут обсуждать нечего. Следователи считают, что, если выпустят его из-под стражи, это будет означать признание собственной неправоты», — заявил «Газете.Ru» Баграев и добавил, что не надеется на благоприятный для своего клиента исход заседания. Адвокат рассказал, что накануне тот же Басманный суд, несмотря на протесты защитников, оставил под стражей Андрея Сагуру, который проходит по тому же делу, что и Довгий. По версии следствия, Сагура был посредником — получил от оказавшегося под следствием предпринимателя деньги, которые должен был передать тогдашнему главе ГСУ.
Решение суда подтвердило прогнозы адвоката — заместитель председателя Басманного суда Наталья Мушникова оставила Довгия за решеткой до 18 января 2009 года.
В постановлении суда говорится, что срок следствия по уголовному делу по ч. 1 ст. 286 (превышение должностных полномочий) и п. «г» ч. 4 ст. 290 (получение взятки в крупном размере) УК РФ в конце сентября этого года был продлен на три месяца. Это значит, настолько же нужно продлить и арест главного фигуранта. По мнению судьи, у Довгия есть не только «обширные связи в высших кругах власти» и возможность запутать или запугать следователей, но и «крупные денежные средства», воспользовавшись которыми бывший руководитель ГСУ может, например, уехать за границу.
Довгий решение суда выслушал спокойно и без удивления, а уходя под конвоем, даже улыбнулся журналистам: «Вы уж хорошо напишите». Адвокат Баграев заявил, что обжалует решение в десятидневный срок в Мосгорсуде, но «это лишь формальность, все останется, как есть».
Как заявил защитник «Газете.Ru», единственное спасение для Довгия от «следственной машины», частью которой он сам перестал быть минувшей весной, — суд присяжных.
«Если дело будет рассматривать профессиональные судьи, можно уже сейчас примерно представить приговор. А присяжные — это все-таки суд народа», — сказал Баграев. Юрист отметил, что неслучайно заговорил о суде. Следствие по делу Довгия может быть закончено уже к концу ноября — началу декабря. «Мы надеемся, новых обвинений не предъявят, и это-то «на соплях» держится», — добавил защитник. Ни Довгий, ни Сагура своей вины в преступлениях не признают. Как говорят адвокаты, главным доказательством по делу являются оперативные справки и показания взяткодателя, на которого «оказывают давление следователи».
Баграев рассказал, что сейчас в отношении Довгия проводятся разные следственные действия, в основном допросы и экспертизы. Также следователи допросили его престарелых родителей, которые живут в Санкт-Петербурге. «Спрашивали, не передавал ли он им денег», — усмехается адвокат. Юрист рассказал, что он единственный, кто регулярно бывает у своего подзащитного в СИЗО: «Родственники к нему не приходили: они все живут в Петербурге, родители пожилые, а жена болеет. Тем более, понимаете, когда человек был на самом верху, а теперь оказался в таком положении, он не хочет, чтобы близкие видели это». Последние два месяца (с 20 августа 2008 года) Довгий провел в спецкорпусе «Матросской тишины», построенном в 1991 году для членов ГКЧП. По словам адвоката, условия там неплохие, в камерах сидят по три человека, а сотрудники изолятора обращаются с арестантами «подчеркнуто вежливо». Но вместе с тем, в отношении «спецсубъектов» (сотрудников спецслужб, правоохранительных, следственных и судебных органов) приняты особые меры безопасности — за Довгием и его сокамерниками наблюдают 24 часа в сутки.