В Москве вскоре может быть обнародован «черный список» муниципальных чиновников, участвующих в рейдерских захватах помещений детских досуговых учреждений. Готовящие этот список правозащитники собираются поставить перед городскими властями вопрос о массовом уничтожении детских клубов и центров творчества. А также потребовать установить мораторий на их закрытие и провести расследование по всем известным случаям рейдерства.
В среду в Москве состоялась пресс-конференция «Опечатанное детство» по проблеме уничтожения властями столицы детских досуговых и культурно-просветительских учреждений. Правда, не выдержав формата пресс-конференции, ее участники провели «круглый стол», под конец которого решили создать общественную организацию по защите детских клубов и центров творчества. О желании войти в эту организацию тут же заявили председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, многократный чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, представитель службы уполномоченного по правам ребенка в Москве Наталья Ершова и руководители разгромленных детских организаций.
Как заявила Алексеева, проблема уничтожения культурных учреждений, и не только детских, достигла уровня национальной катастрофы.
В Москве же из-за колоссальной стоимости земли она приобрела особенно уродливые формы. Алексеева напомнила историю с Домом актера, отстоять который удалось только после того, как известные всей стране люди (Сергей Юрский, Эльдар Рязанов) пригрозили властям голодовкой в доме, который у них собирались отобрать.
У детских учреждений таких защитников нет. И потому только в текущем году, по данным Всероссийского фонда образования, в столице официально было закрыто 14 детских творческих клубов. В процессе же закрытия пребывают еще десятки учреждений. Такая ситуация сложилась по всей стране. Фонд получает жалобы от руководителей закрытых художественных студий и военно-спортивных клубов из Кемеровской, Челябинской, Новосибирской областей, из Республики Коми, из Екатеринбурга. Но самая тяжелая ситуация все-таки в Москве, говорят правозащитники.
Проще всего поступают с теми учреждениями, у которых заканчивается срок аренды: дальше ее просто не продлевают.
В других случаях, по словам Комкова, применяются классические рейдерские схемы. Например, в помещение к успешно работающему детскому клубу «подсаживают» муниципальное учреждение. Вскоре их объединяют под одним руководством, затем директора муниципального учреждения увольняют, а здание уходит тому, кому было предназначено при планировании всей этой операции.
Еще одна из распространенных схем заключается в «наведении порядка».
В последние годы детским учреждениям доставались в основном только заброшенные помещения или подвалы. С помощью родителей и спонсоров их привели в «товарный вид». И теперь, когда их стало возможно выгодно продать, вспоминают о том, что, например, по закону детские учреждения нельзя размещать в подвалах.
Типичный случай «бандитского» захвата здания описал представляющий ряд правозащитных организаций Анатолий Карпов.
Так, работающая под патронажем ЮНЕСКО частная школа в Южном административном округе Москвы была продана, даже несмотря на долгосрочную аренду.
Новые владельцы вскрыли сейфы с документацией и начали обзванивать родителей, чтобы те пришли за детскими документами (дело было летом), иначе их просто выкинут. Причем самую активную роль во всем этом играли районные власти, а «черновую работу» по захвату выполняла милиция.
«Обратившись в прокуратуру, я узнал, что в происходящем, оказывается, нет ничего противозаконного, — рассказал Карпов. — Прокуратуру не смутил ни тот факт, что любое выселение возможно только в присутствии приставов и по решению суда, ни то, что бесследно исчезло имущество школы, на которое новые владельцы здания уж точно не имели никакого права. А самое страшное — никого не волнует, какую тяжелую моральную травму получают от всего этого дети».
Руководители детских учреждений уже боятся каникул, так как захват помещений происходит именно летом, когда многие в отъезде.
Так, только в Северо-Восточном АО за май — июнь этого года было уничтожено три детских учреждения. По словам Карпова, операцией по выселению центра детского творчества в Бабушкинском районе, в результате которой также пропало все имущество, руководил непосредственно глава управы. А 30 июля так же, без всякого суда, выбросили на улицу центр «Импульс» в Южном Медведково. Просуществовавшее 23 года детское учреждение занимало два этажа отдельно стоящего здания с большим тенистым двором. По словам руководителя центра Ольги Ануфриевой,
за три дня до захвата центра он был награжден дипломом префекта СВАО.
Этой «операцией» занимался замруководителя муниципалитета. «Нас ограбили до нитки, начиная с 10 тыс. театральных костюмов и кончая последним стулом, — рассказала Ануфриева. — Неизвестно куда исчезли 6 тысяч книг, зато в помещении общественной библиотеки сейчас сидят два спортивных чиновника. Но в первую очередь был уничтожен наш музей — ведь это не просто память, а документальное свидетельство работы центра».
11 июня выкинули из занимаемого 20 лет помещения в Измайлово детский творческий клуб «Чародеи». Последняя награда ассоциированного клуба ЮНЕСКО — орден «Гордость России». Теперь эта «гордость» на улице. По словам руководителя клуба Людмилы Богачевой, два года назад «Чародеи» выиграли суд за право находиться в этом помещении. Но спустя год тот же суд принял диаметрально противоположное решение.
Не помог суд и детской студии «Классика» на Арбате.
По словам руководителя клуба, члена Союза художников Москвы Веры Троицкой, клуб сначала травили и даже устраивали в нем погромы. А затем Москомимущество подало в суд иск «об изъятии из незаконного владения». В итоге, по словам Троицкой, «суд, который совершенно не интересовала суть дела, добросовестно выполнил заказ».
Доказать, что она не «незаконно владеет», а руководит клубом, художнице не помогли даже свидетельские показания священника храма Апостола Филиппа о том, что здесь занималась группа детей из его воскресной школы (протоиерей Алексей Дубровский также присутствовал на пресс-конференции). Не были приняты во внимание ни многочисленные выставочные детские работы, ни награды за них.
«Когда я спросила руководителя муниципалитета, куда же теперь девать детей, он ответил: «Да хоть на арбатскую панель», — рассказала Троицкая.
По ее словам, сейчас в Арбатском районе не осталось ни одной детской художественной студии. Старейшая студия — «Мир глазами детей» — незадолго до своего закрытия и разграбления отметила 45-летний юбилей. Не выдержавший травли директор студии умер.
По мнению Анатолия Карпова, вновь образованная общественная организация должна немедленно призвать Юрия Лужкова, «который еще имеет власть в Москве и на словах заботится о детях», объявить полный мораторий на закрытие детских учреждений. А также создать общественную комиссию для изучения состояния всех детских организаций и целевого использования их помещений. Комков заявил, что уже сейчас готов составить список тех московских чиновников, которые дающий им полномочия по организации досуговой деятельности закон восприняли «как сигнал к погромам» и которых «близко нельзя подпускать к социальной сфере».