В пятницу все село Беляевка Оренбургской области хоронило учениц 11-го класса, погибших во время обрушения стены средней школы. Здесь прощались с Аней Рываевой, Мариной Мартыновой и Светой Москаленко. Их одноклассниц Гулю Шагвалееву и Гюльнару Исхакову хоронили по мусульманским обрядам в соседних селах Алабайтал и Жанаталап, откуда они были родом. В Беляевке рядом с тремя могилами погибших девушек уже вырыта четвертая могила — для завуча школы Марины Бородиной, которая покончила жизнь самоубийством в ночь после трагедии. Ее похоронят в субботу.
«В храме Беляевки в 10 утра началась панихида, — рассказала «Газете.Ru» сотрудница храма. — Было очень много народу — несколько тысяч человек. Люди все прибывали и прибывали, наверное, все село пришло проститься с погибшими. Утром я была у родителей Ани Рываевой. Они держатся на лекарствах. Их поддерживает старший сын, который приехал из Оренбурга, где он учится в университете».
У стен обрушившейся школы третьи сутки не гаснут свечи.
«Местные жители ставят их у памятника погибшим солдатам, который находится у школы: к самому зданию милиция никого не подпускает ближе чем на 50 метров, — рассказал «Газете.Ru» главный редактор беляевской районной газеты «Вестник Труда» Дмитрий Немальцев. — Когда одни свечи гаснут, на их месте тут же зажигаются новые».
Траур в пятницу соблюдали и в Оренбурге. Мэрия обратилась к организациям города с просьбой отменить развлекательные мероприятия, а на остановочных комплексах, где из динамиков всегда звучат бодрая музыка и реклама, было прекращено радиовещание.
В областной больнице Оренбурга остаются еще четверо пострадавших — три школьницы и 31-летний рабочий. У одной из девушек повреждение позвоночника, но она может двигать руками и ногами. Состояние всех четверых стабильное, опасений за их жизнь у врачей нет.
Тем временем в селе Беляевка вторые сутки родители не отпускают детей в школу.
В четверг в обед родители провели митинг у начальной школы. Они заявили, что, пока школы не будут обследованы, они не отпустят детей на уроки. Администрация не стала их переубеждать.
«Родители даже написали заявление властям — под ним стоит около сотни росписей, — рассказала «Газете.Ru» жительница села Беляевка Ирина, мать 11-классника пострадавшей средней школы. — В итоге власти согласились с тем, чтобы занятия были приостановлены до тех пор, пока не станут известны результаты проверки состояния зданий». Ранее глава района Виктор Олешко сообщил «Газете.Ru», что проверка стен начальной школы была начата сразу после митинга жителей. «Но чиновникам у нас не доверяют, — говорит Ирина. — Их, а не учителей, считают виновными в трагедии. Даже губернатор, выступивший на митинге, не смог успокоить людей, его не слушали, свистели». Напомним, власти Беляевского района приняли решение, что ученики 7–11-х классов — всего 280 человек — продолжат обучение в первую смену в средней школе села Дмитровка. Доставлять их будут шесть автобусов. Занятия 5–6-х классов (89 человек) будут проходить в здании начальной школы Беляевки.
Нервничают и жители Оренбурга, хотя в главном городе области ремонту школ уделялось более пристальное внимание.
«У нас больше проблема с поборами в школах — с родителей деньги собирают. Правда, их потом как раз на ремонт и тратят, — рассказал «Газете.Ru» житель Оренбурга Александр Васильев. — Глава города уже пообещал, что будет составлена комиссия, которая проверит все школы города».
Министр образования и науки Андрей Фурсенко в пятницу пообещал закрыть все школьные здания, которые представляют опасность для жизни учащихся, сообщает «Интерфакс». Точных сроков закрытия опасных школ Фурсенко не назвал. Он лишь сказал, что аварийные учебные заведения будут закрывать «шаг за шагом». Министр добавил, что его ведомство «делает все возможное, чтобы такие ошибки не повторялись в будущем».
В пятницу была распространена новая информация о причинах обрушения беляевской школы.
Как уже официально заявили в администрации Оренбургской области, часть фасадной стены здания не была при строительстве соединена с другими стенами и обрушение могло произойти в любой момент.
«При строительстве на месте обрушения был технологический проем, который был закрыт в последнюю очередь. Оказалось, что несущая стена была фактически не соединена с другими стенами. Обрушение могло произойти в любое время. Замена оконных рам именно в этом месте спровоцировала обрушение», — цитирует пресс-служба администрации слова губернатора области Алексея Чернышева. Губернатор добавил, что школа была построена в 1964 году и в ней ни разу не проводилось капитального ремонта, говорится в сообщении пресс-службы. Как раньше уже заявили «Газете.Ru» в следственном комитете при прокуратуре Оренбургской области, стены школы были изношенными. «Кирпичная кладка, из которой построено здание, и раствор, который скрепляет кирпичи, не совсем качественны, можно сказать, у них была нулевая прочность, — сообщила «Газете.Ru» старший помощник руководителя Следственного управления СКП Оренбургской области Анжелика Линькова. — Также указано, что постройка проводилась с нарушением определенных строительных норм. В некоторых местах отсутствуют перевязки».
Сейчас следователи продолжают выяснять, что именно происходило утром в среду в школе Беляевки. Напомним, что, по данным главы района, трещину в стене фасада заметили в 11.20 рабочие, директор тут же сообщила об этом в администрацию. Приехавший районный архитектор осмотрел стену, после чего началась эвакуация детей, а в 11.50 произошло обрушение. Однако местные жители уверяют, что о трещине было известно гораздо раньше, однако чиновники посоветовали директору школы не отменять занятия, а лишь сократить их, а массовой и организованной эвакуации вообще не было. «Мой сын рассказал, что сокращенно уроки шли начиная со второго, а не с четвертого», — говорит жительница Беляевки Ирина. Эвакуация была после обрушения здания, уверяют ученики. «На перемене мы спокойно пошли в столовую, пообедали, как вдруг прибежала учительница и сказала, что рухнула стена и все должны срочно покинуть школу, — рассказал РИА «Новости» ученик 9-го класса Юрий Козин. — Только после этого мы вышли на улицу. Моя сестра могла погибнуть — она шла на третий этаж, когда ее окликнула подруга. Так что в новостях говорят неправду».
Ранее следователи уже отметили, что до сих пор неясно, что именно происходило перед обрушением в школе. «Данные о ходе событий достаточно противоречивые, — сообщила «Газете.Ru» представитель следствия Анжелика Линькова. — Разные люди говорят по-разному, называют разное время обнаружения трещины».
Зато известно, что происходило после обрушения. Главный редактор «Вестника Труда» Дмитрий Немальцев оказался на месте происшествия одним из первых. «Первыми прибежали милиционеры — напротив школы расположено местное отделение милиции, — вспоминает главный редактор. — Пришли буквально все — у многих тут дети учились. Потом подоспели пожарные, медики. Пригнали технику из дорожного управления. За полчаса все село сбежалось. Обвал разбирали вручную. Живых из-под завалов вытащили минут через 15. Они находились под рыхлым слоем — обломками кирпичей, кусками стен. Когда мы поднимали эти обломки, они распадались прямо в руках. Дальше лежали большие плиты. Тела погибших достали минут через 30 после обрушения».