Адвокатов банкира Алексея Френкеля, обвиняемого в организации убийства зампреда Центробанка Андрея Козлова, не пускают к подзащитному и не дают представлять доказательства. Как заявили в четверг сами юристы, процесс близится к концу, и уже ясно, что вердикт присяжных и приговор суда будут не в пользу подсудимых. Лишенные возможности защищать своего клиента адвокаты готовятся обращаться в Европейский суд по правам человека. Вместе с ними за права Френкеля намерены бороться правозащитники: они создали инициативную группу, которую возглавили руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев и председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
Как напомнил журналистам адвокат Френкеля Руслан Коблев, его подзащитного уже несколько недель не пускают в зал суда. «При этом судья делает все, чтобы не дать подсудимому пообщаться с адвокатами. Его каждый день привозят в Мосгорсуд, но оставляют в конвойной комнате. В итоге защита должна действовать вслепую», — рассказал Коблев. Он также сообщил, что из СИЗО «Матросская тишина» Френкеля недавно перевели в специзолятор №99. «Туда ему нельзя даже передать документы или письма, все изымают», — сказал адвокат. В знак протеста против действий судьи, не позволяющей защитникам переговорить с Френкелем, Коблев несколько недель назад не явился на заседание. «Тогда судья Наталья Олихвер принудительно, вне судебного заседания назначила банкиру нового адвоката — Михаила Орликова», — сообщил Коблев.
Адвокаты говорят, что Орликов не согласовывал позицию с Френкелем, а когда последний заявил письменный отвод назначенному защитнику, тот бумагу «просто выкинул».
Во всех бедах и несчастьях Френкеля защитники в один голос винят председательствующую судью Олихвер. Адвокаты заявляют, что в ходе процесса она позволила выслушать только доказательства и свидетелей обвинения, а когда дошла очередь до представления позиции защиты, судья удалила присяжных из зала. «Так что заседатели услышали только доводы обвинения, доказательства защиты до них доносить запретили», — сказал Коблев. Многочисленные ходатайства адвокатов и отводы, в том числе судьи, Олихвер вовсе отказывалась слушать. «Она просто отмахивалась и говорила: «Потом!», — вспоминает Коблев. Тогда защитники в письменном виде отдали их в канцелярию Мосгорсуда. «Судья вернула ходатайства по почте. С издевательской припиской, что мы можем заявить их в процессе», — возмущался адвокат.
Защитники также напомнили о многочисленных скандалах с участием присяжных, которым предстоит вынести вердикт по делу Френкеля и других. Двух заседателей отстранили от процесса из-за того, что на них завели административное дело за распитие пива на детской площадке, еще одного — заподозрили в попытке подкупа коллег. Одну из присяжных адвокат подсудимого Алексея Половинкина Александр Чернов уличил в том, что она обсуждала ход процесса с судьей. За диктофонную запись этого разговора теперь могут привлечь к ответственности самого адвоката — на него написала заявление в Следственный комитет гособвинитель Гульчехра Ибрагимова, и юриста уже вызвали на допрос. «Проверка, которую начали в отношении меня, только первая ласточка, можно делать ставки, на кого из адвокатов быстрее дело заведут», — с горечью пошутил Чернов.
Несмотря на то, что процесс по делу об убийстве Козлова приближается к концу, адвокаты заявляют, что само уголовное дело до сих пор расследуется.
«Генпрокуратура незаконно продолжает расследование этого дела. Следователи проверяют показания, уже данные в суде, проводят очные ставки, обыски. Я пытался добиться допуска к материалам этого дела, но старший следователь Хомицкий отрицает факт расследования», — заявил в четверг еще один адвокат Френкеля Сергей Гребенщиков. Юрист добавил, что изначально в деле об убийстве зампреда ЦБ фигурировал некий банк «Дисконт» — о конфликте его руководства с Козловым вскоре после убийства говорили сотрудники Центробанка, но потом они изменили свои показания.
Напомним, что обвинение в убийстве Козлова Френкелю и остальным фигурантам (Лиане Аскеровой, Алексею Половинкину, Максиму Прогляде, Борису Шафраю, Богдану Погоржевскому и Александру Белокопытову) были предъявлены еще в январе 2007 года. В марте 2008 года Мосгорсуд приступил к рассмотрению дела с участием коллегии присяжных. Подсудимые отрицают свою вину, а их адвокаты заявляют, что Френкеля и остальных «назначили» виновными в убийстве только ради того, чтобы создать «видимость раскрытия резонансного преступления».
Защитники говорят, что в России Френкель не надеется добиться справедливого решения и будет ждать исхода процесса только для того, чтобы можно было подать жалобу в Европейский суд.
К адвокатам присоединились и правозащитники. Специальная инициативная группа во главе с Пономаревым намерена жаловаться во все инстанции на «нарушения, указывающие на целенаправленное стремление лишить обвиняемых шансов на справедливое правосудие». «Мы наблюдали вопиющие злоупотребления во время суда над Ходорковским, Лебедевым, Пичугиным, политзаключенными — но такого демонстративного нарушения прав не было ни в одном из этих процессов», — поражался Пономарев. Он заявил, что правозащитники, к которым сам Френкель обратился месяц назад, подадут жалобу уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину, а от Адвокатской палаты во главе с Генри Резником потребуют защитить адвокатов, которым «не дают нормально работать». «Если и это не поможет, мы будем взывать к европейскому юридическому сообществу», — заключил Пономарев.