Российского императора Николая II и всю его семью признали жертвами политических репрессий и реабилитировали. В среду решение о реабилитации расстрелянных в 1918 году Романовых принял президиум Верховного суда. Таким образом, была удовлетворена жалоба на предыдущие судебные решения, поданная от имени наследницы дома Романовых Великой княгини Марии Владимировны.
«Это окончательное решение, и оно не может быть отменено. Царская семья реабилитирована», — заявил «Газете.Ru» адвокат главы Российского императорского дома Герман Лукьянов.
Юрист рассказал, что в жалобе содержались те же требования, что и в предыдущих обращениях Великой Княгини в суд и прокуратуру. «На этот раз суд согласился с нашими доводами и признал, что государь император Николай II никогда не был кровавым убийцей и палачом, что он и члены его семьи были подвергнуты политическим репрессиям — их незаконно лишили свободы, а затем и жизни, — рассказал Лукьянов. — Царская семья стала жертвой большевистского террора, и теперь это признано государством». Адвокат добавил, что в ближайшее время получит на руки «историческое» постановление суда, на основании которого наследникам Романовых выдадут справку о реабилитации.
«Сама Великая княгиня Мария Владимировна еще не знает о решении Верховного суда, она живет в Испании, и из-за технических трудностей мне пока не удалось с ней связаться. Но я сегодня же ей сообщу, что трехлетняя судебная эпопея завершилась сегодня, 1 октября 2008 года, в нашу пользу», — сказал Лукьянов.
Наследница дома Романовых добивалась права на реабилитацию своих венценосных предков с 1 декабря 2005 года — в этот день ее представитель направил в Генпрокуратуру заявление с просьбой признать расстрел Николая II и его семьи политическим преступлением и реабилитировать казненных. 13 февраля 2006 года сотрудник прокуратуры Олег Анкудинов в ответном письме сообщил: «Достоверных свидетельств существования каких-то официальных решений судебных или несудебных органов о применении к погибшим репрессии по политическим мотивам, как того требует действующее реабилитационное законодательство, не имеется, что не позволяет нам, руководствуясь им, признать погибших жертвами политических репрессий и принять решение об их реабилитации». Уральский совет рабочих крестьянских и солдатских депутатов, который принял решение о расстреле, «не являлся судебным органом или иным органом, который имел полномочия выносить приговор», постановила прокуратура.
Таким образом, прокуроры посчитали, что расстрел царской семьи был не политической казнью, а убийством, которое совершили обычные уголовники.
Адвокаты наследницы императорского дома с таким решением не согласились и подали в суд. Сначала в Тверской, затем в Московский городской. 26 сентября 2007 года, после нескольких судебных решений и их обжалований, Генпрокуратура вновь рассмотрела заявление княгини и вновь постановила отказать в реабилитации ее царственным родственникам. После этого юристы Романовой направили жалобу в Верховный суд РФ. Параллельно они заявляли, что если не добьются ничего в России, то обратятся в Страсбургский суд по правам человека.
Позиция истцов основывалась в первую очередь на Законе «О реабилитации жертв политических репрессий», а также на исторических документах — дневниках Николая II и его супруги Александры Федоровны, решениях ВЦИК и Совета народных комиссаров и телеграмме, которую после расстрела отправили непосредственные исполнители казни. «Исполняя волю революции, ввиду приближения контрреволюционных банд к красной столице Урала и возможности того, что коронованный палач избежит народного суда, совет постановил расстрелять бывшего царя Николая Романова, виновного в бесчисленных кровавых насилиях русского народа в ночь на 16 июля 1918 года», — говорится в телеграмме, которая сохранилась в архиве.
Как известно, расстрелянного императора и его ближайших родственников еще в 2000 году канонизировала Русская православная церковь, объявив их Святыми Царственными Страстотерпцами. Еще раньше, в 1990-е годы, в урочище Ганина Яма, где были уничтожены останки Николая II, началось строительство монастыря, сейчас там построено семь храмов. В 1998 году пятерых членов царской семьи, в том числе самого императора Николая, его супругу и трех дочерей, перезахоронили в склепе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. В 2007 году в Екатеринбурге в районе Старой Коптяковской дороги археологи нашли останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии, которые после многочисленных экспертиз признали подлинными.
Права на реабилитацию за Романовыми государство не признавало до последнего. «Это чисто юридическая процедура, но она восстановила справедливость», — заявил в среду адвокат княгини Марии Владимировны, возглавляющей сейчас Российский императорский дом.
«Вопреки муссировавшимся в СМИ слухам, никаких имущественных претензий Великая княгиня не выдвигала и не собирается, таких исков мы не подавали», — добавил юрист.
Представители императорского дома и раньше заявляли, что не собираются претендовать на наследство — тем более что не осталось ни прямых наследников, ни самого имущества. То, что было государственной собственностью в годы царской власти, осталось в собственности государства, а личное имущество уничтожило время и инфляция.