В Москве разработана концепция единой светоцветовой среды города. Во вторник столичное правительство одобрило этот документ и благословило его авторов на разработку соответствующей программы действий на 2009–2011 годы. Планы, как обычно, грандиозные. По словам главного архитектора столицы Александра Кузьмина, на сегодняшний день архитектурное освещение есть далеко не на всех значимых городских объектах. В «формировании светоцветовой среды города» не участвуют около 60% высотных зданий и комплексов вне центра города, вдоль вылетных и кольцевых магистралей и на набережных. Вскоре, пообещал Кузьмин, эти недоработки будут устранены: в будущей программе будет предусмотрено освещение 8 особо ценных исторических панорам, а также 68 «точек» на периферии, обозреваемых с 138 направлений.
Украсить город по замыслу властей должна даже правильно подсвеченная «промышленная архитектура».
Будет модернизировано и переливающееся всеми цветами радуги освещение исторического центра города. Как сообщил руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства Евгений Скляров, в оформлении центра будет доминировать белый заливающий свет. «Белый заливающий свет подчеркнет историко-градостроительную и общественную значимость объектов, — рассказал Скляров. — Преобладанием тепло-белого света будут выделяться Кремль, другие объекты Красной площади и Китай-города, охватывающего их полукольца улиц и площадей. Оттенками холодно-белого света могут обозначаться историческая граница Белого города — Бульварное кольцо, набережные рек Москва и Яуза». По его словам, преобладанием желтого света в зоне транспортного полотна, включая тоннели, в сочетании с холодно-белым светом пешеходных зон и белым светом теплого и холодного оттенков освещения фасадов зданий может выделяться Садовое кольцо.
Все эти меры, уверены в мэрии, должны сделать Москву еще краше и увеличить доходы от вечернего туризма: главная цель программы – «гармоничное использование всех средств освещения для улучшения архитектурно-художественных качеств в вечерне-ночное время и повышение комфорта и безопасности световой среды». Пока же до такой гармонии далеко.
Существующие сами по себе утилитарное (обычное наружное) освещение, рекламные огни и архитектурная подсветка, сливаясь, значительно превышают нормативные значения яркости и «блескости». Так, по словам и. о. гендиректора Всероссийского научно-исследовательского и проектного светотехнического института им. Вавилова Анны Шахнарунянц, на всех обследованных сотрудниками института объектах были зафиксированы избыточная яркость и слепящее действие освещения. Например, на Есенинском бульваре даже проектная яркость вдвое превышает норму, а измеренная мобильной лабораторией – в 3 раза.
В таких условиях водители не видят ни дорожных указателей, ни пешеходных переходов.
А при внезапном появлении в поле зрения ярко освещенных объектов значительно снижается работоспособность зрительного аппарата водителя. Не способствуют безопасности движения и резкие колебания освещенности и яркости демонстрирующих рекламу светодиодных экранов. Кроме того, как считает Шахнарунянц, это повышает риск ДТП и ухудшает избыточным освещением психическое состояние водителя.
Обилие разномастного света мешает и архитектурно-художественному восприятию зданий. Например, как показали лабораторные замеры, освещенность комплекса зданий в Третьяковском проезде находится за пределами восприятия глаза. Еще больше дискомфорта добавляет ко всему этому буйству света и красок праздничная иллюминация. И это уже не говоря о необоснованных дополнительных тратах дефицитной электроэнергии.
Между тем исследования британских ученых доказали, утомляемость человека даже от пассивного (не за рулем автомобиля) восприятия «визуального хаоса» для среднего города составляет около 25% общей утомляемости в день.
За рубежом вопросы светового загрязнения решаются законодательно. Так, в Германии риск возникновения светового загрязнения должен устраняться еще на стадии планирования осветительной установки, а жители домов, в чьи окна попадает свет от уличных светильников, имеют право подавать жалобы. Светотехническим обществом Германии предложены меры мониторинга и оценки степени светового загрязнения, а также его максимально допустимые уровни. Еще в 2003 году Международной комиссией по освещению (МКО) было разработано руководство по ограничению раздражающего света в наружных осветительных установках, учитывающее неблагоприятное влияние света на людей и экологию. Эти рекомендации используются в различных национальных стандартах европейских стран.
В Москве же до сих пор не разработаны городские строительные нормы освещения, не введена светотехническая экспертиза рекламных конструкций.
Кстати, задача создания нормативно-правовой базы для комплексного нормирования светоцветовой среды города уже ставилась в программе развития наружного освещения, принятой в 2005 году. Еще раньше разработка нормативов планировалась в аналогичной программе на 2000–2005 годы. Те же вопросы повторяются и в городской целевой программе, касающейся рекламы, информации и оформления города на 2008–2010 годы.
И каждый раз под это выделяются бюджетные средства.
Впрочем, в Москве, похоже, не принято ни скупиться на хорошее дело, ни даже подсчитывать потраченные на него деньги. Так, в ответ на возникший в ходе заседания вопрос о стоимости необходимой на освещение и художественную подсветку электроэнергии были названы три разные цифры. По словам Евгения Склярова, это около 50 млн рублей в год, председатель «Светосервиса» Елена Лирина насчитала 30 млн рублей. А по данным председателя бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игоря Антонова – более 300 млн.