Во вторник Верховный суд России отменил оправдательный приговор Московского областного суда (вынесенный на основании вердикта присяжных) в отношении полковника ГРУ в отставке Владимира Квачкова и двух его товарищей – десантников Роберта Яшина и Александра Найденова.
Оправдательный вердикт присяжные Московского областного суда вынесли с третьей попытки (две предыдущие коллегии были распущены) 5 июня 2008 года. Присяжные оправдали подсудимых подавляющим числом голосов. Сразу после провозглашения вердикта Владимир Квачков, Роберт Яшин и Александр Найденов были освобождены в зале суда после почти трехгодичного пребывания за решеткой. Через две недели судья Наталья Валикова утвердила решение коллегии присяжных. Сразу после этого прокуратура заявила, что будет обжаловать это решение в Верховном суде России.
Кассационное представление было подано от имени прокуратуры, потерпевших, но не от имени главного потерпевшего – Анатолия Чубайса.
Тем не менее, его представитель адвокат Андрей Шугаев пришел в Верховный суд, но не стал объяснять такое отношение к делу со стороны его доверителя. «Анатолий Борисович отказался опротестовывать решение Мособлсуда, но в то же время он не считает вердикт правильным», — сказал адвокат Шугаев.
В своем слове, обращенном к судьям ВС России, представитель потерпевшего заявил, что «доказательств по делу хватило бы на три обвинительных вердикта», но присяжные «не смогли побороть в себе обывательское представление о Чубайсе». «Присяжные судили по понятиям», — добавил Андрей Шугаев.
После этого адвокат перечислил нарушения, которые, по его мнению, имели место на процессе. Выступающий сказал, что на присяжных оказывалось давление, в том числе и во время судебных слушаний. И привел примеры. «На одном из заседаний в зале потух свет, — сказал Шугаев. – И Квачков заявил, что в этом, видимо, виноват Чубайс, что вызвало у присяжных бурную реакцию». И другой: «На одно из заседаний Найденов прибыл со следами побоев на лице, но судья, вопреки моему требованию, отказалась откладывать процесс». В заключение адвокат рассказал, что в ночь с 30-го на 31 июля в Москве у своего дома неизвестными был избит адвокат Михаил Коток. Это происшествие адвокат Шугаев напрямую связал с судебным процессом и даже намекнул, что к этому причастен один из подсудимых – Роберт Яшин.
Представитель прокуратуры Светлана Артемьева в свою очередь перечислила иные случаи нарушения процессуальных норм и призвала Верховный суд отменить приговор. К ней присоединились потерпевшие охранники Анатолия Чубайса – Хлебников и Клочков. Господин Клочков заметил, что версия Квачкова (о том, что покушение – инсценировка охраны) не имеет под собой никаких оснований и «стрелять в себя из автомата» он не стал бы.
Адвокаты Квачкова, Яшина и Найденова просили утвердить приговор Московского областного суда.
Судьи совещались более часа. Решение было коротким – отправить дело на новое рассмотрение с иным составом суда.
В зале раздались аплодисменты. Хлопал адвокат Шугаев, который немедленно получил за это замечание. После того как судьи удалились, уже не сдерживаясь, адвокат бросился обнимать прокурора Светлану Артемьеву. «Это за Котока Мишу!» — бросил уже в дверях представитель потерпевшего.
Подсудимые выглядели подавленно. По мнению Роберта Яшина, «все решили деньги и административный ресурс». Полковник Квачков сказал, что «готов на четвертый и даже на пятый процесс» и выразил желание, чтобы процесс проходил наконец в открытом режиме.