Во вторник московское правительство приняло целевую программу энергосбережения в городе на 2009–2011 годы. По оценке авторов документа, потенциал энергосбережения в Москве составляет не менее 25–30%, и задача новой программы – реализовать этот потенциал. Планируется, что за три года экономия электроэнергии должна составить 15,8 млрд киловаттчасов. По крайней мере, 180,9 млрд рублей из городского бюджета будет потрачено именно на эти цели.
Как признают в мэрии, у города уже просто нет иного пути, кроме экономического. Для строительства новых электроподстанций и ТЭЦ в городе нет места. И, кроме того, Москва уже столкнулась с проблемой дефицита газа (как заявил на заседании и. о. столичного мэра Владимир Ресин, «газ уйдет на экспорт, а нам надо подумать, как его заменить»). Впрочем, проблема мигающих лампочек и остывающих батарей возникла не вчера. Да и программа энергосбережения в городе принимается не впервые. Из программы в программу переписываются (и подкрепляются бюджетным финансированием) целевые показатели, задания по экономической стимуляции промышленных предприятий и планы воспитательных мероприятий среди горожан. Однако, как признаются авторы новой программы, достичь показателей, запланированных ранее, «оказалось практически невозможно».
Внушающее оптимизм городским властям ноу-хау последнего документа – создание эффективной системы организации управления программой и контроля.
Именно отсутствием такой системы и недостаточностью нормативно-правовой базы объяснили чиновники провал программы 2004–2008 годов. Как рассказал на заседании руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства Евгений Скляров, новая пятиуровневая модель управления будет построена по территориально-отраслевому принципу. Вскоре в городе появится специальный орган по управлению городскими целевыми программами энергосбережения, а во всех городских префектурах и департаментах мэрии – специалисты по управлению профильными подпрограммами.
Отдельная часть программы посвящена пропаганде энергосбережения среди горожан. Здесь авторы документа, ссылаясь на мировой опыт, надеются получить до 10% экономии энергоресурсов.
Правда, эффективность этой системы вызывает сомнения уже сейчас.
Так, согласно разделу программы об энергетической паспортизации жилых домов и бюджетных организаций ежегодно должно производиться обследование 150 учреждений. Это значит, что для паспортизации 6 тыс. московских бюджетных организаций потребуется 40 лет. Другой показатель программы, сокращение выбросов в атмосферу на 2%, по оценке руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонида Бочина, — «это ничто».
Никак не прописан в программе и механизм контроля за ее выполнением. Как призналась на заседании руководитель департамента экономической политики и развития города Марина Оглоблина, ей не понятно, как, например, будет контролироваться освоение 1,5 млрд бюджетных рублей, отпущенных на поддержку предприятий, внедряющих энергосберегающие технологии. Впрочем, московские власти здесь вовсе не оригинальны. По словам генерального директора ОАО «ВНИПИ Энергопром» Виктора Семенова, он проанализировал все аналогичные программы в стране, и везде это «планы, как потратить бюджетные средства».
По мнению экспертов, энергосбережение – проблема не организационная, а технологическая.
По словам члена президиума РАЕН Ирины Рукиной, энергосбережение – это совершенно конкретные технические решения, а от организационных мероприятий зависит максимум 10–15% успеха. Например, объяснила Рукина «Газете.Ru», высокочастотный преобразователь зеленоградского предприятия «Сапфир» сразу дает ни с чем не сопоставимый эффект. А у АО «МКНТ» (Московский комитет по науке и технологиям), на 90%, кстати, принадлежащего правительству Москвы, есть «огромное число наработок». Однако внедрено не более 1% из них.
По словам эксперта, у нее был опыт, когда в одном из старых домов в Тимирязевском районе частная компания внедрила технологию экономии света в подъездах, используя простую и дешевую антивандальную аппаратуру. Но в итоге ее просто разобрали. «Именно простотой и дешевизной испугала эта разработка чиновников, стремящихся покупать все импортное, — рассказала Рукина. – Кулибины у нас никому не нужны».
«Дело не в оргвопросах, а в том, что все энергосберегающие технологии современного уровня – это инновационные технологии, — считает Рукина. — Но у чиновников нет желания внедрять новые технологии, им выгодно получать бюджетные деньги на оргмероприятия».
Впрочем, о каких высоких технологиях может идти речь, когда из 3,6 млн московских бытовых электросчетчиков, по данным генерального директора ОАО «Мосэнергосбыт» Петра Синютина, более 3 млн морально и физически устарели и не показывают точных данных, непонятно.