В понедельник Минский городской суд вынес обвинительный приговор гражданину США Эммануилу Зельцеру.
Американец приговорен к трем годам лишения свободы по обвинению в коммерческом шпионаже, сообщает «Интерфакс». За сбор сведений коммерческого характера и использование подложных документов осужденный должен будет отбывать срок в колонии общего режима. При этом он признан невиновным в перемещении через таможенную границу Белоруссии наркотических и психотропных веществ.
Вместе с Зельцером осуждена и его секретарша — гражданка России Владлена Функ (Брускова). За сбор коммерческой информации и использование подложных документов она приговорена к году лишения свободы в колонии общего режима.
Учитывая, что Зельцер и Брускова находились под стражей с 12 марта по 10 августа 2008 года, суд принял решение зачесть этот срок в срок наказания. Судья также сообщил, что в соответствии с законодательством они могут обжаловать приговор в течение 10 суток в Верховном суде Белоруссии.
Дмитрий Горячко, адвокат осужденных, выйдя из зала суда, заявил журналистам: «Мы будем обжаловать данный приговор, хотя, скорее всего, это будет безрезультатно».
Он высказал удовлетворение тем, что суд принял к сведению доказательство невиновности Зельцера в контрабанде наркотиков и психотропных веществ, однако назвал вынесенный приговор «абсурдным». «Не было и нет доказательств вины Зельцера и гражданки России Брусковой», — сказал он. Адвокат также высказал обеспокоенность состоянием здоровья осужденного, добавив, что «до конца срока Зельцер, скорее всего, из-за состояния его здоровья, находясь в колонии, не доживет». Горячко также уточнил, что через месяц у гражданки России Брусковой с учетом нахождения под арестом истекает половина срока, назначенного ей судом.
Напомним, что Зельцер, бывший советский эмигрант, является экспертом по организованной преступности и отмыванию денег в России и бывших советских республиках. В 2000–2001 годах он был адвокатом задержанного в Нью-Йорке госсекретаря Союза Белоруссии и России Павла Бородина. Зельцер также фигурировал в деле о предполагаемом отмывании денег через Bank of New York. До своего ареста он представлял интересы дальнего родственника скончавшегося бизнесмена Бадри Патаркацишвили Джозефа Кея. Последний и пытался получить контроль над наследством покойного.
Как отмечала западная пресса, Зельцер являлся едва ли не ключевой персоной в схватке за наследство Патаркацишвили в размере $12 млрд.
Как сообщала «Газета.Ru», Зельцер был задержан 12 марта в аэропорту Минска, куда он прилетел вместе с Функ. Ему предъявили обвинение в подделке документов, контрабанде и незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также в коммерческом шпионаже, в то время как его спутница была обвинена в использовании подложных документов. Статью о наркотиках задержанному инкриминировали за найденные у него болеутоляющие препараты, отпускаемые по рецепту. Содержащие кодеин лекарства Зельцер, по его словам, принимал против артрита и подагры.
Как писала газета The Times, обстоятельства ареста Зельцера довольно туманны. Известно, что в Минск он прилетел на личном самолете опального олигарха Бориса Березовского. Издание отмечало, что Березовский, бывший деловой партнер Патаркацишвили, якобы тоже претендовал на некоторые активы, принадлежавшие покойному. Между тем, представители Березовского заявили, что олигарх никакого отношения к аресту Зельцера не имеет.
Вместе с тем, по данным газеты, юридическая фирма Cadwalader, представляющая интересы Березовского, перед самым прилетом Зельцера уведомила минские власти, что в ноутбуке юриста, вероятнее всего, находятся сфабрикованные материалы, которые он намерен использовать в борьбе за многомиллиардное наследство. Иначе говоря, то самое завещание, которое подтверждает право Джозефа Кея распоряжаться большей частью имущества Патаркацишвили.
Инициативу представителей Березовского поддержал и лорд Питер Голдсмит, бывший генеральный прокурор Великобритании, который также представлял интересы вдовы Патаркацишвили. Он направил в Генеральную прокуратуру Белоруссии электронное письмо, в котором сообщил, что поддерживает расследование в отношении Зельцера, а также предложил обмениваться информацией. Однако же после известий о пытках, которым подвергался юрист под стражей, Голдсмит аннулировал свое предложение.
Кстати, ровно через месяц после того, как Зельцер был задержан, вдова Бадри Патаркацишвили выиграла в суде Нью-Йорка иск против Джозефа Кея. Суд согласился с Инной Гудавадзе, утверждавшей, что ответчик не располагает документами, подтверждающими его право распоряжаться большей частью имущества, которое принадлежало покойному, в том числе телекомпанией «Имеди».