В понедельник Московский окружной военный суд (МОВС) вынес обвинительный приговор фигурантам дела о торговле государственными должностями. Согласно решению суда, полковник запаса МЧС, бывший советник референтуры администрации президента Александр Кацев, безработные Владимир Юдин и Евгений Резников, а также Зоя Акимова — гражданская жена последнего — признаны виновными и приговорены к срокам лишения свободы от 7,5 до 10 лет.
Довести процесс до конца удалось не с первой попытки: когда оглашался приговор, Акимовой стало дурно, в связи с чем был объявлен часовой перерыв.
Лишь после того как подсудимая пришла в себя, судье удалось дочитать приговор.
Владимир Юдин получил 7,5 лет в колонии строгого режима, кроме того, он должен выплатить штраф в размере 400 тыс. рублей. Резников также отправится в колонию строгого режима, но на 10 лет, а также должен заплатить в казну 600 тыс. рублей штрафа. Акимовой суд назначил наказание в виде 10 лет колонии общего режима и оштрафовал на те же 600 тыс. рублей. Кацева же суд лишил звания полковника и приговорил к 8 годам в колонии общего режима. Кроме того, бывший сотрудник президентской администрации обязан выплатить штраф в размере 550 тыс. рублей.
Защита с подобным решением суда не согласна и намерена обжаловать приговор, считая его неоправданно суровым. Как сообщила «Газете.Ru» адвокат осужденного полковника Ольга Козырева, «мы считаем, что суд свою позицию никак не обосновал, а действия моего подзащитного не содержат состава уголовно-наказуемых деяний». Также она отметила, что даже несмотря на то, что за ее подзащитному сохраняются все награды (несколько орденов за участие в афганской кампании), лишение звания, штраф и 8 лет колонии — «это все-таки слишком».
Пока осужденные будут отбывать сроки, им придется отдать потерпевшим около 53 млн рублей.
Суд удовлетворил гражданские иски, поданные потерпевшими в рамках уголовного процесса. По одному из эпизодов обвиняемые солидарно должны выплатить 39 млн рублей, по другому — 14 млн рублей. Чтобы расплатиться с жертвами мошенничества, будут реализованы машины, квартиры и земельные участки преступников. Впрочем, расплатиться собственным имуществом смогут лишь три мошенника: по словам Козыревой, у ее подзащитного «реализуемого имущества не имеется».
Четверым подсудимым инкриминировалось «мошенническое завладение чужим имуществом в особо крупном размере, подделка документов и легализация денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления» (ст. 159, 327 и 174 УК РФ). В итоге суд решил, что обвинению удалось доказать вину всех четверых по 33 эпизодам, в результате которых преступники «заработали» свыше 81 млн рублей.
Как отмечается в приговоре суда, в 2003 году подсудимыми была организована преступная группа «с целью совершения мошеннических действий».
Суть деятельности преступников сводилась к тому, что в течение двух лет они убеждали своих жертв в собственной приближенности к властным кругам — а затем предлагали за приличную сумму устроить на ту или иную должность.
Как полагает следствие, «используя арендованный в центре Москвы офис, названные лица под вывеской так называемой ассоциации «Российский торгово-финансовый союз» систематически обманывали потерпевших».
Место для офиса преступники выбрали удачное — на улице Малая Лубянка.
«Представляясь родственниками руководителей правоохранительных структур и иных органов государственной власти, а также используя поддельные документы и бланки названных структур», подсудимые обещали «оказать содействие в продвижении и реализации различных кадровых и коммерческих проектов». Под «реализацией кадровых проектов» подразумевались как раз назначения на должности руководителей органов государственной власти в различных субъектах РФ. Во время процесса судья указал, что один из подсудимых, Резников, неоднократно в мошеннических целях выдавал себя за отставного генерала, продолжающего заниматься «вопросами кадров».
Иногда сделки срывались. В частности, как установило следствие, человеку по фамилии Романовский подсудимые пообещали за 1 млн евро сделать его вице-президентом Калмыкии. Но платить Романовский не стал. Правда, и в правоохранительные органы сразу не обратился.
Вскоре после этого мошенникам повезло еще меньше.
Они предложить одному их потерпевших, Махотину, за $200 тыс. стать губернатором Белгородской области — и эта сделка стала для них последней.
Потерпевший вместо $200 тыс. сначала внес $18 тыс., добавив к ним вексель Сбербанка на 5 млн рублей. Этого преступной группе показалось мало, и с «будущего губернатора» потребовали еще 36 млн рублей. Махотин денег не дал, а вместо этого обратился в милицию. Все четверо были взяты с поличным и отправлены в столичные СИЗО.
Следствием занимались Генпрокуратура и ФСБ.
Процесс над мошенниками стартовал в мае прошлого года. Дело, составившее в итоге около 40 томов, было отправлено на рассмотрение в военный суд: Кацев являлся сотрудником МЧС. Из-за другого, прежнего места работы Кацева — администрации президента — процесс с самого начала проходил в закрытом режиме, а на томах дела был гриф «секретно».