В среду Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) приняла решение об отказе в приостановлении полномочий председателя Федерального арбитражного суда Московского округа Людмилы Майковой, обвиняемой в махинациях с квартирами, а также в нарушении ст. 3 Федерального закона «О статусе судей в РФ» и ст. 3 «Кодекса судейской этики», сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник, близкий к ВККС. Согласно этим актам, «судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия».
Ранее представители Высшего арбитражного суда (ВАС), комментируя действия Майковой, сообщали «Газете.Ru», что судья «нарушила этические нормы».
Несмотря на это, коллегия судей отказалась удовлетворять просьбу главы ВАС Антона Иванова об отстранении Майковой, заявив, что намерена «отложить на неопределенный срок рассмотрение представления о привлечении Майковой к дисциплинарной ответственности, то есть представление о досрочном лишении ее полномочий».
Ранее в снятии Майковой с должности сомнений не возникало. Узнав от ВККС о том, что судья, получившая по распоряжению мэра Лужкова две квартиры для себя и своей дочери на льготных условиях, а потом продала одну из них по рыночной стоимости еще в декабре 2007 года, представители ВАС не могли лишь прийти к единому решению о степени наказания, которое судья должна понести. В итоге во вторник Иванов принял решение о досрочном отстранении Майковой от занимаемой должности, что, по сути, является самым строгим из всех предусмотренных за подобные проступки. Решение было подписано и направлено в ВККС в тот же день.
В самой ВККС о неэтичном поведении Майковой узнали из интернета. Осенью прошлого года журналист Владимир Соловьев на своем сайте treli.ru обнародовал информацию о злоупотреблениях судьи. В частности, он рассказал, что в 2004 году при содействии мэра Москвы Юрия Лужкова судья Людмила Майкова обменяла трехкомнатную квартиру на две квартиры для себя и дочери площадью 42,5 кв. м и 91,5 кв. м соответственно. Во время обмена она доплатила лишь незначительную сумму на льготных условиях. Позднее председатель суда купила квартиру площадью 234,2 кв. м в элитном жилом комплексе «Воробьевы горы». К ней она приобрела там же одно место на частной парковке. Все эти покупки обошлись Майковой в $1,2 тыс. за 1 кв. м при рыночной цене от $2,5 тыс. до $4,2 тыс. за 1 кв. м. Затем, в 2006 году, судья продала одну из квартир, предоставленных мэрией по рыночной цене за 16,3 млн руб., что существенно превысило и сумму доплаты за обмен, и стоимость элитной квартиры.
Высказывания Соловьева Майкова неоднократно опровергала и даже подавала против него жалобу в прокуратуру, которая, хотя и признав правду за журналистом, пристальней к судье не присматривалась. Всерьез на слова Соловьева обратили внимание лишь в ВККС, инициировав в декабре минувшего года проверку. Проверка длилась несколько месяцев, закончившись день в день с выступлением президента Дмитрия Медведева, который заявил о необходимости судебной реформы. Напомним, что Медведев на совещании, посвященном судебной системе, помимо борьбы с неправосудными решениями под давлением властей или за деньги отметил важность «ряда принципиальных вопросов, которые необходимо решить для укрепления судебной системы». «Считаю, что это в большей степени вопросы внутренних процедур и статуса судей, нежели вопросы законодательства», — пояснил тогда Медведев. По многочисленным прогнозам, первой «жертвой» реформы должна была стать именно Майкова, однако всеобщие ожидания так и не оправдались.