О трудностях, с которыми столкнулись россияне, отправившиеся на отдых в Турцию, стало известно в минувшие выходные. После того как информация о банкротстве турецко-австрийской компании Vasco, партнером которой в России выступал туроператор «Детур», дошла до хотельеров, ряд гостиниц в Анталье отказался размещать вновь прибывших туристов, ссылаясь на то, что номера не были оплачены. Кроме того, турки потребовали освободить номера от тех туристов, которые уже находились на отдыхе по путевкам Vasco или «Детура», передает ИТАР-ТАСС.
Точное число пострадавших из-за банкротства компании Vasco пока неизвестно: в Ростуризме называют цифру 100—150, по информации же директора «Клуба защиты прав туриста» и члена группы по вопросам туризма Общественной палаты Дмитрия Давыденко, пострадало около тысячи человек.
Как говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, многие турецкие отели фактически начали шантажировать россиян. «Турецкие отели, прослышав о том, что Vasco приостановила деятельность, буквально набросились на российских туристов, стараясь «оторвать кусок побольше». С тех, кто уже жил в отеле, стали требовать оплатить размещение под угрозой выселения, вновь прибывших не размещали, также требуя денег. А тех, кто должен выезжать, не выпускали», — сообщила Ирина Тюрина. По ее информации, подобным образом поступали в гостиницах Limak Lara и Limak Limra (Кемер), San Marin (Аланья), Kaya Side, Silence Beach Resort (Сиде). «Из-за споров хозяйствующих субъектов ни при каких обстоятельствах не должны страдать клиенты. Если у туриста на руках ваучер, значит он полностью оплатил тур, отель обязан его принять. Дальнейшие проблемы с поступлением денег — головная боль гостиницы. И если турецкие отели работали с Vasco в кредит — почему за это должны отвечать российские туристы?» — возмутилась Ирина Тюрина.
Российский партнер Vasco, компания «Детур», отправляющая еженедельно в Турцию не менее тысячи человек, сообщила в конце минувшей недели, что ситуация находится под контролем, однако с тех пор телефоны ее офиса в Москве не отвечают. В заявлении, распространенном «Детуром» 27 июня, отмечается, что «ни один клиент компании не останется без места в отеле или на борту». «Желая создать дополнительные гарантии нашим клиентам, ООО «ТК «Детур» заключило «резервный» договор с еще одной принимающей турецкой стороной — компанией «Полленте». Все принятые на себя обязательства ООО «ТК «Детур» исполнит в полном объеме. «Никаких оснований для беспокойства мы не видим и уверены в дальнейшем многодесятилетнем (лексика оригинала сохранена. — ред.) участии в отправке российских туристов на отдых за рубеж», — говорится в сообщении, озаглавленном на сайте «Детура» словом «комюнике» (орфография оригинала сохранена. — ред.).
«Мы сами были ошарашены 26 июня заявлением от Vasco, — заявил информационной службе «Банко» директор по продажам «Детура» Тельман Гаджиев. — С 27 числа нашей принимающей стороной стала компания «Поленте». Но вынужден констатировать, что в отдельных случаях переходный период займет до нескольких дней. В Турции мы работаем с сотнями отелей и тысячами туристов, поэтому не всегда можем решить проблему оперативно». Кроме того, Гаджиев опроверг информацию о банкротстве самого «Детура» и заявил, что в связи со сложившейся ситуацией «Детур» направил открытое письмо в Ростуризм, другие официальные органы и СМИ.
В свою очередь, генконсульство России в Анталье опровергло сообщение «Детура» о выполнении своих обязательств перед пострадавшими туристами.
«Коммюнике, распространенное оператором «Детур», не соответствует действительности от начала до конца, — заявил сегодня РИА «Новости» генконсул РФ в Анталье Мирджалол Хусанов. — Сразу после возникшего кризиса представители «Детур», кинувшие сотни туристов, исчезли, и контакт с ними установить невозможно. Находясь где-то в подполье, руководство туроператора выступает с циничным заявлением, как будто именно эта компания занимается расселением туристов, оказавшихся в сложной ситуации. На самом деле решением возникшей проблемы занимается генконсульство во взаимодействии с оперативным штабом». В круглосуточный кризисный штаб, организованный в Анталье, вошли представители местных властей, министерства туризма и союза владельцев отелей Средиземноморья. Штаб обещает оперативно реагировать на жалобы туристов и принимать все необходимые меры. В данный момент, по словам Хусанова, всем российским туристам, прибывшим в Анталью от «Детура», предоставлены места в отелях. Генконсульство России направило письмо в адрес Ростуризма с просьбой блокировать продажу в России путевок Vasco и «Детура».
В Ростуризме корреспонденту «Газеты.Ru» сообщили, что в пятницу получили письмо от «Детура», однако с тех пор компания не выходила на связь.
«Мы очень надеемся, что компания, которая работает на рынке 15 лет, не будет скрываться. Подобные ситуации с определенной периодичностью происходили и раньше, но сейчас действует закон о финансовых гарантиях, и проблемы можно решать цивилизованным способом. Нам бы очень хотелось, чтобы сотрудники вернулись на свои рабочие места и приступили к работе», — подчеркнули в Ростуризме.
По мнению руководителя «Клуба защиты прав туриста» Дмитрия Давыденко, «Детур» не стоит обвинять в злом умысле. «Компания в принципе была достаточно надежная, имела большой опыт работы на рынке и хорошую репутацию. На нее очень мало жалоб было за весь период работы, — пояснил «Газете.Ru» Давыденко. — Думаю, что банкротство компании Vasco вызвано, в первую очередь, неправильными действиями на рынке. В этом сезоне из-за увеличения цен на авиабилеты и повышения цен на топливо произошли большие ценовые передвижки распределения денег с тура. Они, видимо, не угадали немного с ценами и попали в своеобразную пирамиду».
Так или иначе, но пользоваться услугами компании «Детур» в данный момент вряд ли стоит, считает Дмитрий Давыденко.
«Пока у них ситуация не наладится, естественно, покупать путевки не стоит. Я думаю, компания сейчас сама не знает, останется она на рынке или нет», — считает Давыденко.
Генконсульство России в Анталье предупредило туристов, уже успевших купить путевки у «Детура», о том, что они рискуют не получить ожидаемых услуг в Турции, передает РИА «Новости». «В этой связи туристам рекомендуется обменять туры на ваучеры других компаний, а также требовать компенсации в установленном законом порядке», — сообщил генконсул России в Анталье.
В соответствии с законом о финансовых гарантиях туристов, если туроператор не может сам погасить задолженность перед туристами, ущерб должна возместить страховая компания. Страховщиком «Детура» выступает компания «Росно» В «Росно» подтвердили, что готовы исполнить свои обязательства. Для того чтобы получить компенсацию, туристу надо иметь на руках паспорт, договор и ваучер.
Впрочем, по мнению Давыденко, 10 млн рублей страховой компенсации, которая предусмотрена законом о фингарантиях, хватит далеко не на всех.
«По данным наших источников, а они у нас надежные, пострадавших все-таки более тысячи человек. Также немало клиентов, которые купили путевки, но еще не улетели. Сумма же страхового покрытия составляет всего 10 млн рублей, и денег на всех может не хватить, — заявил корреспонденту «Газеты.Ru» Дмитрий Давыденко. — Если обратится тысяча человек, то каждому достанется порядка 400 долларов, что, естественно, не окупит всех расходов туристов».
«Газета.Ru» будет следить за развитием ситуации.