В среду начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов обнародовал причину баллистического спуска космического корабля «Союз ТМА-11».
19 апреля корабль с космонавтом Юрием Маленченко, астронавтом NASA Пегги Уитсон и первой южнокорейской женщиной-космонавтом Ли Со Ен при возвращении с МКС в атмосфере Земли перешел на баллистический режим спуска, в результате чего экипаж испытал перегрузки в два раза больше обычных, а спускаемая капсула приземлилась примерно в 430 км от запланированной точки. Это был второй подряд баллистический спуск российского корабля (первый в этой серии произошел 21 октября 2007 года при посадке «Союза ТМА-10» с экипажем 15-й экспедиции МКС и первым космонавтом Малайзии).
«Приборно-агрегатный отсек не отделился от спускаемого аппарата в то самое время, когда ему полагалось это сделать по командам бортового вычислительного комплекса. Это явилось причиной баллистического спуска», — сообщил об инциденте 19 апреля Краснов.
Впрочем, приведенную им формулировку назвать первопричиной возникшей ситуации можно с большой натяжкой. Дело в том, что вскоре после посадки сами члены экипажа «Союза» говорили, что корабль перешел в баллистический спуск как раз из-за проблем с разделением отсеков. «Прошла минута или около того, пока мы поняли, что что-то не так с разделением отсеков, — сказала Уитсон. – Юрий (Маленченко, — «Газета.Ru») отметил, что работают двигатели ориентации, которые не должны работать на этом этапе. Как только прошло полное разделение, мы сразу перешли в баллистический спуск».
Причиной же неразделения отсеков, по данным «Газеты.Ru», стал не сработавший пирозамок в системе разделения аппарата.
Разделение «Союза» происходит за три секунды. Пироножи обрубают кабели между бытовым отсеком и спускаемым аппаратом, следом отстреливаются оптический визир, бытовой отсек, гермоплата, и, наконец, срабатывают пиросредства отделения приборно-агрегатного отсека от спускаемого аппарата. Спускаемый аппарат и приборно-агрегатный отсек связаны в десяти точках: в пяти установлены пружинные толкатели, еще в пяти – пирозамки. В каждом пирозамке – по два пироболта (основной и резервный). Но, как пояснил «Газете.Ru» источник в ракетно-космической отрасли, в обоих приведенных случаях баллистической посадки один из пяти пирозамков не срабатывал — как на основной, так и на резервный пироболт в пирозамке не поступал электрический импульс.
Роскосмос эти данные до сих пор не обнародовал, и вряд ли обнародует, пока эксперты не установят причину или даже возможного виновника одинаковой проблемы с пирозамком в обеих баллистических посадках. Советник главы РКК «Энергия» Александр Железняков также отказался дать «Газете.Ru» какие-либо комментарии на этот счет. Вся информация на данный момент поступает либо от анонимных источников информагентств, либо от NASA.
В частности, недавно «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник сообщил, что во время предстоящего в июле выхода в открытый космос космонавты Сергей Волков и Олег Кононенко осмотрят пилотируемый корабль. «В связи с баллистическим спуском с орбиты предыдущего пилотируемого корабля специалистов на Земле волнует состояние пироболтов, отвечающих за отделение отсеков корабля «Союз» при входе в атмосферу», – сообщил неназванный собеседник. По его данным, космонавты вскроют обшивку корабля и проверят состояние кабелей, идущих к пироболтам.
Если обнаружатся неполадки, которые невозможно устранить в открытом космосе, ЦУП может отменить спуск экспедиции на «Союзе ТМА-12» и искать другой способ возвращения космонавтов на Землю.
На пресс-конференции 19 мая руководитель космических операций NASA Билл Герстенмайер подтвердил, что во избежание повторения баллистической посадки в третий раз стоит проверить систему разделения корабля «Союза ТМА-12», и для этого нужен выход в открытый космос. Космонавтам, по сути, придется аккуратно вскрыть термоизоляцию на «Союзе», проверить разъемы каждого пироболта и при необходимости устранить неполадку.
Последний раз ремонт корабля «Союз», находящегося на орбите, проводился еще в 1990 году, во время шестой основной экспедиции на станцию «Мир».
Тогда космонавты совершили внеплановый выход для закрепления панелей экранно-вакуумной теплоизоляции на спускаемом аппарате «Союз ТМ-9».
Правда, по оценкам специалистов NASA, развитие критической ситуации с кораблем «Союз ТМА-12» малореально. Тем не менее, Герстенмайер не исключил, что экипаж МКС придется возвращать на Землю американским челноком. Руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев в свою очередь уверен, что возвращение российского экипажа МКС на корабле «Союз» будет безопасным. «Мы уже сейчас знаем, что этот «Союз» безопасен для возвращения, - цитировали Соловьева информагентства. – Он вернется на Землю, пусть и в баллистическом режиме».