Произошедшие в понедельник перестановки в российском правительстве коснулись и силовых ведомств. В состав нового кабинета министров, объявленный премьер-министром Владимиром Путиным и утвержденный президентом Дмитрием Медведевым, вошли Александр Бортников — новый глава ФСБ, и Александр Коновалов, возглавивший Минюст.
Несмотря на то, что и Бортников, и Коновалов — «новые имена в правительстве», как назвал их Путин, политологов эти назначения не удивили.
«Кандидатура Бортникова на пост главы ФСБ обсуждалась последние два года», — заявил «Газете.Ru» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Уроженец Перми Александр Бортников начал карьеру офицера госбезопасности в Санкт-Петербурге в 1975 году, в 2003 возглавил управление ФСБ России по Петербургу и Ленобласти. В Москву питерский силовик перебрался в 2004 году, сменив скандально известного замдиректора ФСБ РФ по вопросам экономической безопасности Юрия Заостровцева. Напомним, что Заостровцев стал известен широкой публике в 2001 году в ходе скандала вокруг мебельных центров «Гранд» и «Три кита». Таможенный контроль обвинил руководство этих центров в уклонении от уплаты пошлин. Как сообщалось тогда в СМИ, в числе соучредителей «Трех китов» оказались фирмы, принадлежащие Евгению Заостровцеву, отцу замдиректора ФСБ. Несмотря на скандал, Юрий Заостровцев остался на занимаемой должности. Более того, по некоторым данным, Заостровцев в ФСБ обладал особым статусом, а его подчиненные якобы нередко выполняли личные просьбы Путина. После отставки из ФСБ Заостровцева назначили на пост заместителя председателя Внешэкономбанка, а его место занял Александр Бортников.
«Став директором службы экономической безопасности ФСБ, Бортников вошел во множество различных комиссий, во время работы которых лично общался с вице-премьерами Сергеем Ивановым и Дмитрием Медведевым», — рассказал Мухин.
«Так будущему главе ФСБ удалось создать в этом ведомстве собственную группу влияния, причем довольно мощную», — добавил эксперт.
Однако, набрав политический вес, Бортников не стал противником Патрушева, а скорее может считаться его преемником. «Патрушев ушел со своей должности в Совбез добровольно, он в последнее время из госпиталей не вылезал. Это отставка по обоюдному согласию», — считают политологи. Эту информацию подтвердил и источник «Газеты.Ru» в Совете федерации, который рассказал, что перевод Патрушева с Совбез связан с состоянием его здоровья. «Нареканий со стороны Путина на него не было, он продолжает оставаться человеком команды», — добавил источник.
«Назначение еще одного «питерского», теперь уже юриста, Александра Коновалова — тоже предсказанный ход», — заявил Алексей Мухин. Эксперты отмечают, что новый глава министерства юстиции, сменивший на этом посту Владимира Устинова, лично знаком с Медведевым и даже был его студентом в ЛГУ. До назначения Коновалов был полпредом президента РФ в Приволжском федеральном округе, а до этого — прокурором Башкирии.
Карьеру от простого следователя до политика первого эшелона 39-летний Александр Коновалов сделал всего за семь лет.
Стремительному карьерному росту «личного знакомого» Дмитрия Медведева способствовал скандал в Благовещенске, разгоревшийся в декабре 2004 года. Тогда прокуратура Башкирии в течение нескольких недель отказывалась расследовать дело о беспорядках милиции в Благовещенске, где, по данным правозащитников, во время незаконных проверок были задержаны около тысячи жителей города: проштрафился и. о. прокурора республики Михаил Зелепукин. Дело приобрело федеральный масштаб, и Зелепукина сместили. Кандидатура Александра Коновалова на пост республиканского прокурора была одобрена генпрокурором Владимиром Устиновым, а также президентом Башкирии Муртазой Рахимовым, а в феврале госсовет республики поддержал их выбор.
Что касается Владимира Устинова, на место которого пришел карьерист Коновалов, его дальнейшую судьбу политологи предсказать затрудняются. «Учитывая специфику отношений Устинова и Путина, место в правительстве для бывшего главы Минюста вряд ли найдется. С другой стороны, родственник Устинова Игорь Сечин теперь курирует госкорпорации, может, туда пристроит. Хотя, скорее всего, Владимира Устинова ждет дипломатическая карьера в какой-нибудь хорошей стране», — предполагает Алексей Мухин.
Из всех силовиков из-за перестановок по-настоящему пострадал только бывший глава Госнаркоконтроля Виктор Черкесов, считают эксперты.
С должности главы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Черкесова своим указом освободил Дмитрий Медведев. Путин же назначил его главой агентства по поставкам вооружений, военной, специальной техники и материальных средств. Это, по мнению экспертов, очевидное понижение в должности и серьезный удар по самолюбию Черкесова. «Черкесов хотел стать главой ФСБ. Назначение Бортникова на этот пост означает поражение Черкесова», — считает политолог Станислав Белковский.
«Отставка Черкесова — прямой результат так называемой войны спецслужб, в которой участвовала ФСКН и другие силовые ведомства. Черкесов действительно болел за свое дело, считал Госнаркокнтроль своей вотчиной, а теперь ее у него отобрали», — рассуждает Алексей Мухин. Эксперт назвал отставку Черкесова «имиджевой» и отметил, что, будучи руководителем ФСКН, он подчинялся напрямую президенту, а теперь, как глава федерального агентства, станет подчиненным премьера. Кто станет новым главой ФСКН, пока неясно. «На первых порах это будет кто-то из заместителей главы ведомства, а потом подберут какую-нибудь статусную фигуру. Не исключено, что из МВД», — прогнозирует Мухин.