В Екатеринбурге накануне Дня Победы разразился скандал. Крупнейший в регионе банк «Драгоценности Урала», рекламируя праздничный вклад «Пенсионный», пообещал 14,88% годовых и розыгрыш призов для вкладчиков.
Десятки билбордов банка «Драгоценности Урала» появились во многих городах Свердловской области еще в середине апреля. В рамках рекламной кампании, которую многие банки начинают перед большими общенациональными праздниками, потенциальным вкладчикам предлагалось сделать вклад на особых условиях. Банк, который позиционирует себя как семейный, предлагал вложить деньги под 14,88% в год. Правда, на сайте условия размещения несколько отличались от заявленных на уличных щитах. Процентная ставка была указана в пределах 11,5% – 13,5%, а вклад имели возможность сделать не только ветераны, но и все, кто имел полторы тысячи рублей.
Число 14,88 % фигурировало только на уличных рекламных носителях, где было указано, что столь высокая ставка высчитана из капитализации процентов.
Однако внимание горожан привлекли не высокие проценты и обещанные вкладчикам DVD-плееры, а само число 14,88. Знакомые с неонацистской субкультурой жители Екатеринбурга прочли на щитах нацистское приветствие, как будто специально приуроченное к Дню Победы над фашизмом.
Дело в том, что 14/88 – зашифрованный лозунг современных последователей Адольфа Гитлера. 14 означает четырнадцать слов неонацистского идеолога Дэвида Лэйна: «We must secure the existence of our people and a future for white children» (в переводе с английского: «Мы должны обеспечить существование нашего народа и будущее для белых детей»). 88 является закодированным приветствием «Heil Hitler!» («Хайль Гитлер!»), поскольку буква H стои́т в латинском алфавите восьмой. Поэтому число заповедей Дэвида Лэйна также равно восьмидесяти восьми.
Сообщения о подозрительном совпадении цифр, а также фотографии рекламных щитов появились в екатеринбургских блогах накануне. К четвергу скандальный маркетинговый ход стал едва ли не самой обсуждаемой темой в рунете.
В екатеринбургском банке на вопросы «Газеты.Ru» реагировали нервно и поначалу вовсе не хотели разговаривать. По существу ответили лишь со второго раза и весьма раздраженно: «Вы видели эту рекламу? И у вас еще есть вопросы? Там приведен расчет эффективной ставки по вкладу, не больше 14,88% в год. Это одна из максимальных ставок сегодня на рынке, — объяснила сотрудница банка. — Что касается цифр, то это чистое совпадение и никаких ассоциаций вызывать не должно». Сколько всего билбордов было установлено на Урале, в организации не сообщили. «Информация об исполнителе – коммерческая тайна», — сказала оператор справочной службы банка.
Правда, по данным «Газеты.Ru», к специализированным агентствам за креативом организация не обращалась: рекламная концепция разрабатывалась маркетинговым подразделением самого банка «Драгоценности Урала».
Топ-менеджмент банка разразившийся скандал воспринимает как происки «маргиналов». «Одни больные люди, которые, видимо, разделяют идеи неонацизма, рыщут в поисках тайных символов, другие, наплевав на праздник Великой Победы, публикуют эту чернуху на страницах газет и интернета, привлекая интерес читателей к нацистской идеологии», — заявил «Газете.Ru» и. о. управляющего банком «Драгоценности Урала» Александр Васильев. По его словам, в рекламе банка просто указаны ставки, которые он может предложить по праздничному вкладу.
«Естественно, если подобные публикации принесут вред банку, то возможные убытки будут взысканы в судебном порядке с журналистов и изданий. Ни у кого из наших клиентов нет неонацистских отклонений, какой-то особый интерес к цифре мог возникнуть только у особо испорченных маргиналов», — пригрозил банкир.
«Я полагаю, что эта сумма цифр возникла из экономических соображений, а не из приверженности к неонацизму. Такой изощренный смысл вряд ли кто закладывал – просто так получилось», — выразила свое мнение начальник отдела контроля за соблюдением законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренции Уральского отделения ФАС Людмила Смирнягина.
Задолго до Екатеринбурга неудачными рекламными находками к Дню Победы успел прославиться Калининград. Так, в конце апреля этого года местные предприниматели к празднику 9 Мая открыли фешенебельный гостиничный комплекс с названием Reich Strasse — «Улица Рейха». Реакция ветеранов Великой Отечественной войны была однозначной: они сочли название комплекса издевательским. Сейчас в Калининграде проживают 365 ветеранов, участвовавших во взятии столицы Восточной Пруссии. «Гостиничная вывеска – кощунство и издевательство», – заявил председатель Калининградского областного комитета ветеранов войны и военной службы Алексей Безрутченко. Он пообещал: «если этот самый рейх сохранится», то участники штурма Кенигсберга «все как один выйдут, чтобы выразить свой протест».
Правда, администрация гостиницы заявила, что имела в виду совсем не тот рейх. Здесь настаивают, что reich переводится с немецкого как «богатый», а значит, и отель называется «Богатая улица». Но в таком случае предприниматели стали жертвой грамматической ошибки. Дело в том, что «богатая улица» пишется как Reiche Strasse – с «е» на конце прилагательного. Впрочем, как выясняется, пока название отеля не утверждено официально. Начальник управления архитектуры Гурьевского городского округа Юрий Москвитин заявил местным СМИ, что товарный знак «Reich Strasse» отправлен на регистрацию в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент).
В Калининграде это уже четвертый подобный скандал.
Три года назад накануне 9 Мая мэрия Калининграда развесила билборды со стихотворением для ветеранов. Из-за грамматической ошибки его смысл стал оскорбительным. Вместо фразы: «Еще не спится ветеранам» было написано «Еще не спиться ветеранам». А в 2006 году газета «Каскад» поздравила ветеранов с праздником, проиллюстрировав торжественные строки фотографией немецкого танка «Тигр». Вдобавок издание «Калининградская правда» в рубрике памятных дат в истории региона опубликовало день образования нацистской ячейки в Кенигсберге.
В 2007 году в почтовых ящиках Калининграда появилась поздравительная открытка к 9 Мая от Военно-мемориальной компании.
На лицевой ее стороне было написано «9 Мая — День Победы!», а на обороте: «Ритуальные услуги, в том числе военнослужащим; памятники (участникам ВОВ, боевых действий, пенсионерам МО и других силовых структур за счет бюджета); большой выбор натурального камня; оградки, укладка плитки, уход за могилами и др.». Тогда интернет-пользователи в знак протеста парализовали работу Военно-мемориальной компании, выслав на электронные адреса тысячи писем. В итоге генеральный директор ВМК Андрей Марсия публично извинился перед калининградцами «за необдуманные, непреднамеренные действия директора калининградского филиала компании, вызвавшие справедливое возмущение и обиду общественности».