В понедельник в Ставропольском краевом суде закончился громкий процесс по делу против верхушки буденновской милиции. Экс-глава городской милиции Руслан Геворкян признан виновным по 11 статьям Уголовного кодекса, в том числе ему вменяется организация преступного сообщества, мошенничество, вымогательство и взяточничество, передает ИТАР-ТАСС. По словам судьи, Руслан Геворкян, пользуясь служебным положением, создал преступную группировку, фальсифицировал возбуждение уголовных дел против руководителей местных колхозов и вымогал с них крупные партии зерна для своего подпольного спиртзавода.
За все это бывший главный городской милиционер Геворкян приговорен к 15 годам колонии строгого режима.
Вместе с Геворкяном в колонию строгого режима были отправлены несколько его подельников. Экс-глава налоговой полиции района Сергей Верхоглазов получил 14 лет лишения свободы, экс-начальник ОБЭП Буденновского РОВД майор милиции Александр Лысенко — 12 лет, предприниматель Лаврентий Григорьян -— 11 лет. Невиновным признан лишь один из подсудимых — директор фирмы «Сармат» Арам Арутюнян. Ранее его оправдало жюри присяжных.
Начальник городской милиции Буденновска, а также двое его подчиненных были задержаны еще в 2003 году в ходе совместной спецоперации управления Генпрокуратуры по Южному федеральному округу, УФСБ Ставрополья и Главного управления собственной безопасности МВД России.
Расследование же деятельности буденновских милиционеров началось в 2002 году: в ставропольское УФСБ обратилась жительница Минвод, сообщившая о похищении ее мужа-предпринимателя. Как сообщали тогда «Газете.Ru» в МВД России, когда выяснилось, что к похищению причастно руководство буденновской милиции, сотрудники ФСБ подключили к делу управление собственной безопасности МВД.
Следователи МВД и ФСБ выяснили, что начальник милиции Буденновска Руслан Геворкян, начальник отдела по борьбе с экономической преступностью Александр Лысенко и замначальника УВД по борьбе с налоговыми преступлениями сами были членами преступной группы и долгое время занимались в городе «крышеванием» предпринимателей. Как рассказывали «Газете.Ru» источники в МВД России, вымогательством руководство городской милиции занималось как минимум с 1997 года. «За это время они взяли под свой контроль деятельность практически всех предпринимателей Ставрополья, собирая с них дань», – говорили в МВД.
Один из основных эпизодов деятельности группы – это «крышевание» буденновского спиртзавода.
Как сообщали следователи, сначала милиционеры завязали тесные контакты с тремя крупными предпринимателями. Один из них, местный криминальный «авторитет» Лаврентий Григорян, был директором спиртзавода. Продавали продукцию бизнесмены через предприятие «Центрпродукт», которым руководил Арам Арутюнян, он же являлся директором полимерного завода «Ставропольполимер». А закупали зерно для изготовления спирта у директора совхоза «Терский» Николая Бобряшова.
Схема преступной деятельности этой шестерки была следующей. Не имея пищевой лицензии, спиртзавод наладил выпуск алкогольной продукции под прикрытием руководства городской милиции. Зерно на завод возил не только Бобряшов, но и другие предприниматели Ставрополья. Правда, для них это было не взаимовыгодное сотрудничество — бизнесмены отдавали зерно милиционерам в качестве взятки или откупного.
Завод успешно функционировал в течение года, ежедневно производя около 30 тонн спирта.
За это время руководители УВД Буденновска закрыли несколько уголовных дел, в которых фигурантами проходили владельцы завода, устраивавшие разборки с бизнесменами, не желавшими идти с ними на сотрудничество.
В начале осени 2003 года ФСБ и МВД подключили к расследованию Генпрокуратуру. И та 16 сентября 2003 года возбудила в отношении УВД Буденновска уголовные дела сразу по девяти статьям Уголовного кодекса, в том числе за организацию преступного сообщества, убийство, получение взятки, вымогательство, превышение служебных полномочий, незаконное предпринимательство, мошенничество, укрывательство преступлений и даже разглашение гостайны.
При обысках в трех особняках Геворкяна было изъято $1 млн, 7 млн рублей, 5 кг золота и 100 г пластита.
Всех членов группировки, работавших в УВД Буденновска, взяли под стражу прямо в рабочих кабинетах. Сам Руслан Геворкян во время задержания выкрикнул оперативникам, что пострадал за правду.
Будут ли фигуранты дела обжаловать приговор, пока неизвестно.