Московские власти намерены объявить полностью свободными от рекламы зоны, включенные в список культурного наследия ЮНЕСКО. Соответствующий проект постановления правительства Москвы во вторник обсудила комиссия Мосгордумы по городскому хозяйству. Как заявил депутатам первый зампред столичного комитета рекламы, информации и оформления столицы Александр Менчук, демонтировать всю «наружку» в окрестностях московского Кремля планируется до 1 января 2009 года. К 1 июня следующего года не останется рекламных конструкций вокруг Новодевичего монастыря и к 1 ноября будущего года — вокруг музея-заповедника «Коломенское».
Свободными от рекламы станут территории вокруг снесенных гостиниц «Россия» и «Москва», Тверская улица от Красной площади до здания мэрии, набережные вдоль Кремля, улицы Замоскворечья. Всего будет демонтировано около 1000 рекламных конструкций разных форматов, из них 803 рядом с Кремлем. (Для сравнения чиновник сообщил, что на Кутузовском, Можайском шоссе, Садовом кольце, проспектах Мира и 60-летия Октября сейчас расположено в совокупности 530 конструкций). После 2010 года очистить от рекламы планируют еще 6 зон в центре столицы.
Александр Менчук напомнил депутатам, что освобождению города от «наружки» идет уже несколько лет. По его словам, на 39% очищены от рекламы Кутузовский проспект, Можайское шоссе, Садовое кольцо, проспект Мира, Олимпийский и Балаклавский проспекты. А Волоколамка, Бережковская набережная, проспект Вернадского, Ленинский и Ленинградский проспекты — на 20%. Крупногабаритная реклама в пределах Садового кольца заменяется на высокотехнологичные конструкции малого формата. Однако если до сих пор сокращение рекламных площадей происходило естественным образом — либо истекал срок действия договоров с операторами наружной рекламы, либо рекламные конструкции вообще были установлены незаконно, — то
на этот раз мэрии предстоит разорвать 284 действующих договора аренды самых дорогих рекламных мест только вокруг Кремля (срок остальных 619 договоров истекает до конца года).
Как сообщил Менчук, городу принадлежит лишь треть находящихся здесь рекламных конструкций и после их сноса городской бюджет потеряет не более 100 млн рублей, остальные поверхности находятся в частной и федеральной собственности. А основанием для разрыва договоров в одностороннем порядке, по его словам, является, так называемый городской случай, предусматривающий развитие города во всех его проявлениях. Кроме того, за находящиеся в долгосрочной аренде места будет выделена компенсация — рекламные места в других районах.
Правда, именно эти компенсационные места и могут стать камнем преткновения.
По словам главного художника Москомархитектуры Андрея Воскресенского, выводя рекламные конструкции с Васильевского спуска, надо предоставлять операторам равноценные места, то есть в том же историческом центре. А это значит, что спустя некоторое время их придется выводить снова — уже за пределы ЦАО. По мнению главного художника, уродливые и закрывающие панораму щиты и перетяжки надо менять на «городскую мебель» (выступающие в виде рекламных носителей тумбы, скамейки, туалетные кабинки, урны и киоски), которая «не входит в контраст и противоречие с окружающей архитектурой и колористикой».
По словам депутата Михаила Москвина-Тарханова, перенос рекламных конструкций в другое место принесет только вред.
«Установка одного рекламного объекта перечеркнет десять демонтированных, — заявил депутат. — Если мы с Васильевского спуска перенесем рекламу на Тверскую, будет грандиозный скандал и никто уже не вспомнит, что был очищен Васильевский спуск. Может быть, стоит сделать эту компенсацию денежной».
А по мнению зампреда городского парламента Андрея Метельского, вообще не стоит торопиться и связываться с компенсацией: лучше оставить рекламу на месте до истечения срока аренды. «Любое новое место будет раздражать не меньше, чем старое, — заявил он. — Лучше уж дождаться окончания срока аренды и затем демонтировать». Кроме того, считает Метельский, Москва не может развиваться без рекламы, приносящей серьезный доход городскому бюджету и создающей дополнительные рабочие места для малого бизнеса.
К тому же, как заявил Метельский, кое-где реклама «скрывает наши градостроительные ошибки, закрывая уродливые места архитектуры».
По его мнению, надо идти по пути не запрета, а выработки определенных требований к рекламным конструкциям. «Должен быть принцип разумной достаточности, — считает Метельский. — За этими тремя зонами последуют другие, как начнешь этот процесс, так он и пойдет. Нельзя давить предпринимателей и решать проблему за счет одной стороны».
Сами создатели «наружки» в центре Москвы надеются, что проблема будет решена полюбовно.
«Мы не видим предмета для судебных разбирательств из-за нового постановления, — заявили «Газете.Ru» в одной из крупнейших компаний-операторов наружной рекламы в Москве News Outdoor. — К тому же правительство нас уже информировало о сроках. Мы рассчитываем на положенные по правилам предоставления рекламных площадей компенсации, например рекламные площади где-нибудь на окраине». Не будет претензий и от производителей рекламируемой продукции. «От клиентов претензий не будет, все убытки, естественно, понесем мы, — объяснили в компании City Advertising. — Рассчитываем, что новые правила все-таки не затронут Новый Арбат. К тому же, когда запрещают рекламу непосредственно на историческом здании, это понятно, а если это отдельно стоящая конструкция — непонятно, зачем ее запрещать».
Окончательное решение о порядке освобождения исторических территорий от «наружки» будет принято 15 апреля на заседании правительства Москвы. Скорее всего, ничего в тексте постановлении не изменится. Столичные власти приняли решение избавиться от коммерческой рекламы в историческом центре не сегодня, обсуждаемый документ лишь конкретизирует это решение по объектам и срокам. Не оставляет столичная мэрия и попыток получить поддержку на федеральном уровне. В январе этого года в Госдуму направлен уже второй проект законодательной инициативы о запрете рекламы на объектах культурного наследия и в зонах их охраны.