В среду Мосгордума приняла в первом чтении внесенный мэром Москвы проект законодательной инициативы о поправках к Земельному кодексу РФ. Суть изменений в статьи 49 и 701 касается расширения перечня оснований для изъятия у собственников земельных участков. По действующему на сегодняшний день федеральному закону такое изъятие возможно в исключительных случаях в связи с государственной или муниципальной нуждой, каковой является, например, строительство дорог, электростанций и объектов обороны.
Теперь московские власти будут объявлять государственной или муниципальной нуждой бюджетное строительство социальной инфраструктуры и жилья, без оговорок о доле бюджетного финансирования и назначении построек.
По словам представлявшего законопроект первого заместителя руководителя департамента земельных ресурсов города Олега Рыжкова, документ направлен на увеличение объемов социального жилищного строительства и обеспечение жильем большего числа горожан. Как заявил чиновник, при дефиците свободных территорий в столице есть необходимость изъятия земельных участков, в том числе неэффективно занимаемых промышленными предприятиями, для размещения более значимых объектов жилья и социальной инфраструктуры. (Ранее зампред комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Александр Милявский рассказывал «Газете.Ru», что сейчас «в силу неопределенности собственности на землю, остается очень много участков, к которым город прикоснуться не может» . «При этом простаивает огромное число промзон, и неизвестно, чем там занимаются. Поэтому мы считаем, что Москва должна иметь право на коммерческих условиях изымать такие участки», — сообщал он).
Отсутствие своевременных решений о резервировании земель для государственных нужд, пояснил Рыжков, может привести к тому, что земля будет приобретаться предприимчивыми лицами, которые станут ею спекулировать: «У Москвы земли нет, она вся перешла в неразграниченную собственность, которая может перейти в частные руки. Надо минимизировать расходы бюджета, заранее зарезервировав землю».
При этом, уточнил Рыжков, сам установленный порядок резервирования и изъятия земли менять не предлагается. «Мы говорим, что городской заказ является госнуждой. И для этого случая может быть применен порядок, предусмотренный федеральным законодательством», — заявил он.
Депутаты-единороссы инициативу мэра поддержали единогласно.
По словам депутата Михаила Москвина-Тарханова, «мобилизации земельных участков внутри города» — большое благо и поможет решать социальные задачи.«Мы не сможем дальше решать вопрос переселения жителей из пятиэтажек в районе проживания, если не будет возможности изымать участки», — пояснил он свою позицию. Депутат выразил удивление тем, что у этих предложений вообще могут быть какие-то противники.
«На Западе социал-демократы и зеленые борются с транснациональными корпорациями и военно-промышленным комплексом, а у нас выступают против гражданского строительства», — заявил он.
«Документ распространяется только на московские социальные программы: речь идет исключительно о муниципальном жилье, построенном на бюджетные деньги, — отметил депутат Александр Милявский. — Коммерческое строительство в этом контексте даже не рассматривается».
Как утверждает Милявский, права собственников изымаемого жилья столичными властями учтены. «Люди переселяются с плюсом, а не с минусом, и они это знают, выкупная цена всегда больше коммерческой, а на спорные случаи существует суд», — отметил он. Кроме того, подчеркнул депутат, прежде всего, речь идет не о жилье горожан, а об неэффективно используемых землях промышленных территорий.
Но, по словам «яблочника» Сергея Митрохина, заявления о том, что земля будет изыматься для социальных нужд — «лукавство».
«Земля в Москве едина, — говорит Митрохин. — Просто под коммерческое строительство пойдут свободные участки, а ради строительства социального людей будут сгонять с обжитых мест. Даже просто начать говорить об изъятии земли ради каких-то социальных проектов, можно только полностью запретив или резко ограничив коммерческое строительство. Сейчас есть где строить, просто социальное жилье строят на окраинах, приберегая все что поближе, для коммерческого».
«При этом огромное количество людей на долгое время предлагают посадить на чемоданы (по федеральному закону срок резервирования земли семь лет)», — заявил депутат.
По мнению Митрохина, предлагаемые дополнения в ст.49 Земельного кодекса противоречат ее норме о том, что изъятие земли осуществляется лишь в исключительных случаях. «Поправки предлагают превратить исключение в правило, — заявил Митрохин. — Строительство за счет бюджета не является исключительным случаем. Вы меняете всю концепцию, позволяя отнимать землю во всех случаях, когда сочтет нужным исполнительная власть. Федеральное законодательство позволяет беспокоить граждан только в крайнем случае. В Москве же людям говорят: «У нас тут госнужда, здесь должны жить другие люди». Именно это сейчас происходит в поселке Бутово. Это варварство, не имеющее ничего общего с принятой в мире цивилизованной практикой».
По словам депутата Сергея Никитина (фракция КПРФ), московский вариант будет даже хуже сочинского.
«В Москве обычное строительство переходит в разряд исключительного, — заявил он. — В Сочи хотя бы существует временное ограничение — до 2012 года, потом этот порядок отменяется. Нам же предлагают развязать руки исполнительной власти при изъятии земли на веки вечные».
По его словам, «это приведет к колоссальным социальным потрясениям, и все ради того, чтобы найти землю для нужд стройкомплекса».
По мнению «яблочника» Евгения Бунимовича, утверждая, что речь идет в основном только о промзонах, авторы документа вводят в заблуждение. «Об этом сказано в пояснительной записке, но в самом законопроекте на этот счет нет ни слова, — заявил Бунимович. — И для промзон он просто не понадобился бы. Но в Москве под невнятной формулировкой «для социального жилья» собираются изымать все подряд. Сначала мне показалось, что мы имеем дело с синдромом Сочи, но это гораздо шире — синдром Швондера: «уплотняли, уплотняем и будем уплотнять».
Впрочем, не все так просто и с промзонами: кто и по каким критериям будет определять, насколько эффективно предприятие использует свою землю, и по какой цене его следует выкупать, из документа непонятно.
«Это очень корупционноемкий документ, — заявил депутат Андрей Ковалев. — Надо смотреть, что и по какой цене у кого будут выкупать. Я думаю, что Трехгорку Дерипаски никто трогать не будет, а более мелкий собственник может пострадать. Я сам когда-то был объектом классической рейдерской атаки под видом строительства жилья для военных», — сказал он.
Хотя, скорее всего, столичные депутаты зря ломают копья: в Госдуме, за которой остается последнее слово о судьбе дополнений в Земельный кодекс, к московским инициативам относятся без особого энтузиазма. Так, комментируя этот вопрос еще прошлым летом, председатель думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников заявил журналистам о том, что не считает возможным признание жилищного строительства государственной нуждой.