В среду в Мосгорсуде начался заочный процесс по делу бывшего акционера компании ЮКОС и Group MENATEP Ltd Леонида Невзлина, обвиняемого в организации нескольких убийств и покушений на убийство. Сам Невзлин сейчас находится в Израиле, куда уехал еще осенью 2003 года. «Обвиняемый Невзлин скрылся от следствия и, по имеющимся данным, находится в государстве Израиль. В отношении обвиняемого заочно избрана мера пресечения в виде ареста. Кроме того, приняты исчерпывающие меры по его розыску и экстрадиции», — заявил судья Мосгорсуда Валерий Новиков и объявил процесс открытым.
Интересы Леонида Невзлина в суде представляет адвокат Дмитрий Харитонов. Он начал свое выступление с заявления, что не успел ознакомиться с материалами дела. По словам Харитонова, у защиты было на ознакомление с 84 томами всего девять дней. «Я прочел за это время лишь 13 томов уголовного дела, что лишает защиту возможности предоставлять Невзлину квалифицированную юридическую помощь. Чтобы не нарушать принцип состязательности и равноправия сторон в судебном заседании, я прошу суд дать мне дополнительное время — еще два месяца», — заявил Харитонов.
Прокурор Александр Кубляков, представляющий гособвинение, возразил, что никто не мешал адвокату знакомиться с делом на протяжении четырех с половиной лет, в течение которых велось расследование. Суд с гособвинением согласился и ходатайство оставил без удовлетворения.
«Будут еще ходатайства?» — спросил судья Новиков, готовясь перейти к рассмотрению дела по существу. «Да, ваша честь. У меня есть заявление о вашем отводе», — не унимался адвокат Харитонов.
Защитник заявил, что судья «лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе этого дела» и «демонстрирует предвзятость по отношению к Невзлину». Однако Новиков, побыв 10 минут наедине с собой в совещательной комнате, решение о собственном отводе вынес в свою пользу — то есть отклонил ходатайство адвоката, после чего начал рассматривать уголовное дело в отношении Леонида Невзлина по существу.
Гособвинитель Александр Кубляков зачитал обвинительное заключение, которое почти слово в слово повторяет обвинения, предъявленные бывшему сотруднику службы безопасности (СБ) ЮКОСа Алексею Пичугину (уже осужденному за эти преступления на пожизненное заключение) — по версии следствия, Невзлин поручал Пичугину «убрать» того или иного человека, а глава СБ находил исполнителей и давал дальнейшие указания.
Следствие считает, что Леонид Невзлин организовал несколько убийств и покушений на убийство — всего девять эпизодов.
Прокурор Кубляков, выступая на суде, перечислил все преступления, вменяемые Невзлину. Обвинение считает, что экс-акционер ЮКОСа в 1998–2000 годах занимался организацией убийств «с целью достижения личной выгоды» и так как деятельность его жертв «противоречила его интересам». Невзлин якобы давал задание Алексею Пичугину «устранить» того или иного человека, а тот, в свою очередь, передавал указания своему приятелю бизнесмену Сергею Горину. Горин же имел дело с непосредственными исполнителями убийств — криминальным авторитетом Владимиром Горитовским, киллерами Владимиром Шапиро, Геннадием Цигельником и Евгением Решетниковым.
По версии следствия, в январе 1998 года по указанию Невзлина преступная группа совершила убийство директора ООО «Феникс» Валентины Корнеевой. Мотивом преступления явилось то, что Корнеева отказывалась продать Group MENATEP Ltd принадлежащий ей магазин на улице Мясницкая в Москве. Киллеры застрелили предпринимательницу в подъезде ее дома на глазах ее мужа Дмитрия. Второе убийство, вменяемое Невзлину, ОПГ совершила летом 1998 года — в центре города Нефтеюганска был застрелен мэр Владимир Петухов, который обнаружил финансовые махинации ЮКОСа и намеревался подать на компанию в суд из-за налоговых правонарушений. В ноябре 2002 года по указанию Невзлина и Пичугина в Тамбове были якобы убиты супруги Сергей и Ольга Горины — за то, что Горин собрал компромат на организаторов убийств и намеревался их шантажировать. Следователи считают, что Гориных застрелили.
«Тела супругов Гориных были вывезены в неустановленное следствием место», — заявил на суде прокурор. Несмотря на то, что трупы до сих пор не обнаружены, следствие квалифицировало исчезновение Гориных как убийство.
Четвертая жертва Невзлина — Николай Федоров. Он работал водителем управляющего компанией East petroleum Евгения Рыбина, автомобиль которого киллеры взорвали 5 марта 1999 года. Самого бизнесмена в машине не было, его водитель погиб, а одному из охранников оторвало ногу.
В среду в суде в качестве потерпевшего выступил сын Федорова Сергей Корнилов. Отвечая на вопросы судей и адвоката, он рассказал, как приезжал осматривать место, где погиб его отец. Его допрос длился недолго. «Я ничего и не видел, кроме следов крови», — пояснил Корнилов суду.
«Я хочу, чтобы те, кто организовал убийство моего отца, были наказаны», — добавил после допроса потерпевший и вернулся на свое место.
Евгения Рыбина, во время покушения на которого случайно погиб водитель Федоров, киллеры пытались убить дважды — и оба раза неудачно. Кроме того, считает следствие, обвиняемый Невзлин организовал покушения на руководителя управления по общественным связям мэрии Москвы Ольгу Костину (в ее подъезде была заложена бомба, но никто не пострадал) и управляющего делами ЗАО «Роспром» Виктора Колесова.
Колесов рассказал суду, что 5 октября 1998 года на него напали двое неизвестных, когда он, припарковав машину, шел через сквер к своему дому. Нападавшие ударили его по лицу, затем брызнули в глаза газовым баллончиком, повалили на землю и стали бить ногами.
«В сквере было темно, а нападавшие подошли с той стороны, где светил фонарь, поэтому лиц я не видел», — отметил Колесов.
Он добавил, что потерял сознание и очнулся, когда преступники уже скрылись из виду вместе с его портфелем, где были личные вещи и $1,5 тыс. «Для меня до сих пор загадка, кто и зачем заказал это нападение», — сказал потерпевший и добавил, что не знает, зачем это могло понадобиться Леониду Невзлину. «Так вы считаете, что сделанные следствием выводы неверны?» — оживился адвокат Харитонов. «Нет, я не могу судить, верные они или нет, — поправил защитника Колесов. — Но они вызывают у меня недоумение».
Допросить третью потерпевшую — мать убитой Ольги Гориной Галину Дедову — суд не смог: пожилая женщина заявила, что услышала в суде слишком много неприятного, и ее самочувствие ухудшилось. Судья Новиков настаивать на допросе не стал и объявил перерыв до четверга.
«Вы, кстати, вправе знакомиться с материалами дела, этому никто не препятствует», — бросил судья на прощанье адвокату Харитонову.
Защитник Леонида Невзлина Дмитрий Харитонов в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» заметил, что из-за неподготовленности не может даже задавать вопросы потерпевшим. «Я просто не знаю, что содержится в 71 томе, который мне еще предстоит прочитать», — пояснил Харитонов, добавив, что «процесс по делу Невзлина даже отдаленно не напоминает справедливый».
Как заявил «Газете.Ru» после заседания прокурор Александр Кубляков, обвинение планирует допросить 12 потерпевших, всех свидетелей и огласить материалы дела. «Мы собираемся вызвать на допрос 515 свидетелей, в том числе уже осужденных Алексея Пичугина, киллера Владимира Шапиро и других исполнителей убийств. Их этапируют из мест лишения свободы для дачи показаний. Учитывая такое количество свидетелей, я не берусь прогнозировать, сколько продлится процесс», — заявил Кубляков.