В пятницу в Москве проходит пикет женщин, лишенных решением Симоновского суда права проживать со своими мужьями и детьми. К 16.00 на Пушкинской площади собрались выселяемые женщины и их семьи, они развернули плакаты: «Минфин выселяет жен собственных охранников», «УФК, не выселяй наших мам», «Симоновский суд и прокуратура, требуем прекратить нарушения прав детей», «Дорожук, руки прочь от жильцов общежитий». Поддержать участников акции пришли активисты Движения общежитий Москвы и Московской области, Революционной рабочей партии и Союза красной молодежи.
Как рассказали участницы акции, в общежитии Министерства финансов по адресу 3-я Рощинская улица, д. 3, они живут со своими семьями уже по 15–20 лет. Тем не менее в сентябре 2007 года столичное Управление федерального казначейства (УФК) подало иск о выселении с ведомственной жилплощади пятерых жен своих работников.
Симоновский суд иск удовлетворил, приняв революционное для сферы семейных отношений решение: мужчины и дети остаются в общежитии, а их жены и матери не имеют права жить вместе с ними.
«Наши мужья вселились в это общежитие много лет назад, создали семьи, родились дети, и другого жилья, кроме этих комнат, ни у кого из нас нет, — рассказала одна из выселяемых женщин Галина Попова. – В суде было доказано, что мужчины вселены и проживают в общежитии законно, но, несмотря на это, их жен выкидывают на улицу».
По словам Галины Поповой, постановление о выселении судебные приставы принесли в общежитие в начале февраля и обещали 26 февраля прийти проверить исполнение. Однако в тот день приставы не пришли, а позвонили по телефону и сказали, что в связи с выборами выселение откладывается, теперь их надо ждать в марте. «Сейчас мы сидим, как на пороховой бочке, — рассказала Галина Попова. – Ничего хорошего нас не ждет. Я поинтересовалась у приставов, как мы с мужем должны делить имущество и детей, и услышала в ответ: как решит суд.
А если им прикажут нас расстрелять, сказали они, то и расстреляют».
Как рассказала Попова, раньше злополучное общежитие находилось в хозяйственном ведении ГУ «Ведомственная охрана Минфина РФ», где и работают мужья будущих «бомжих». В 2001 году здание перешло на баланс УФК по Москве, при этом было принято решение использовать его в качестве нежилого фонда — для размещения территориальных органов федерального казначейства. С тех пор должностные лица УФК утверждают, что здание является административным и незаконно используется в качестве общежития. В ноябре 2007 года УФК предъявляло по этому поводу судебный иск к ведомственной охране Минфина, но жителям удалось доказать в арбитражном суде, что здание является общежитием. Правда, к этому времени большая часть жилья уже была превращена в офисы.
Сейчас в общежитии зарегистрировано около 100 жильцов (реально проживает не больше четверти). Среди них пятеро отцов семейств и шесть детей, самому младшему из которых полгода. Министерство финансов предпринимало попытку выселить и мужчин, но проиграло суд. Проводилась и прокурорская проверка по факту регистрации в общежитии детей.
«Минфин, который финансирует нацпроекты, не может разобраться с собственной охраной, — возмущается Галина Попова. — Мы ничего не просим, но нас никак не хотят оставить в покое. Из наших мужей хотят сделать крепостных, от жен требуют убираться по месту прописки, а наши дети – преступники, к которым приходит прокурорская проверка.
По мнению уполномоченного по правам ребенка в Москве Алексея Голованя, решение суда о выселении женщин – это позор для страны.
«Фактически это решение о разделе семьи, – заявил Алексей Головань «Газете.Ru». — Ни в одной стране такое никому бы в голову не пришло.
Родители должны проживать с детьми, этого требует Конвенция по правам ребенка, под которой подписалась Российская Федерация. Статья 3 конвенции гласит, что во всех действиях, какие бы ни предпринимались любыми органами власти и простыми гражданами, первостепенное внимание должно быть уделено наилучшему обеспечению прав ребенка.
Но наши суды не ориентируются на требования международного законодательства в области обеспечения и защиты прав детей. Международные нормы и законы — сами по себе, российские суды – сами по себе».
По мнению уполномоченного по правам ребенка, происходящее – серьезный удар по престижу власти, которая, с одной стороны, объявляет Год семьи, а с другой — позволяет такие вещи. А недавнее выселение сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, совсем свежий пример с выселением семьи Исхаковых с двумя маленькими детьми и их беременной матерью и эта история с женами охранников – звенья одной цепи. О каком уж тут можно говорить укреплении института семьи.
По словам омбудсмена, если ситуация с общежитием Минфина не найдет разрешения, он должен будет в нее вмешаться. «Однозначно происходит нарушение прав детей (я уж не говорю про женщин), — заявил Алексей Головань. — И от уполномоченного в этой ситуации требуются действия по их защите».
Получить комментарий у самого владельца общежития так и не удалось. Как сообщили «Газете.Ru» в УФК, занимающийся этим вопросом заместитель руководителя управления Сергей Дорожук в отпуске. А представлявший интересы ведомства в суде юрисконсульт Андрей Ушаков весь день был невероятно занят.