Суд приговорил бывшего министра атомной энергетики РФ к пяти годам и шести месяцам колонии общего режима. Евгения Адамова признали виновным в злоупотреблениях и мошенничестве и взяли под стражу прямо в зале суда. Гособвинение удовлетворено приговором. Адвокаты объявили решение суда «неправосудным и жестоким» и готовятся его обжаловать.
В среду суд завершил вынесение приговора экс-главе Минатома Евгению Адамову, бывшему директору ГУП «Государственный научный центр «Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований» Вячеславу Письменному и бывшему гендиректору ОАО «Техснабэкспорт» Ревмиру Фрайштуту. Результирующая часть вердикта прозвучала уже после шести часов вечера: весь день суд оглашал мотивировку своего решения и перечислял доказательства. Журналисты, утомленные ожиданием финала процесса, строили прогнозы: большинство склонялось к тому, что Адамову и остальным подсудимым дадут условное наказание. Прогнозы оправдались лишь частично.
Небольшой зал судебных заседаний Замоскворецкого районного суда с трудом вмещал всех желающих. В толпе журналистов едва не потерялись подсудимые, выглядевшие усталыми и напряженными.
«Вина подсудимых по двум эпизодам мошенничества, заключающегося в присвоении 62% акций швейцарской компании GNSS и заключении контракта 2000 года (так называемое соглашение о прощении долга. — «Газета.Ru»), доказана полностью», — объявила судья Ирина Васина.
Согласно решению суда, подсудимые Адамов, Фрайштут и Письменный совершили тщательно спланированные мошеннические действия в составе организованной преступной группы. «Используя служебное положение и злоупотребив должностными полномочиями, они действовали вопреки интересам общества и государства. Действия подсудимых нанесли ущерб бюджету России и ОАО «Техснабэкспорт» в крупном размере, а также привели к потере контроля над ядерными материалами», — зачитала вердикт Васина. Председательствующая судья добавила, что при вынесении приговора суд учел положительные характеристики подсудимых, присвоенные им в прошлом награды и почетные звания, их преклонный возраст, а также то, что все трое ранее не судимы.
Академика Письменного и почетного гражданина города Подольска Фрайштута суд приговорил к четырем годам лишения свободы условно каждого.
Вячеслав Письменный признан виновным в мошенничестве (п. «а,б» ч. 3 ст. 159 УК РФ), а Ревмир Фрайштут — в мошенничестве и злоупотреблении служебными полномочиями (ч. 2 ст. 201 УК РФ), однако обвинение по ст. 201 суд снял с него за истечением срока давности. Судья разъяснила теперь уже осужденным Письменному и Фрайштуту, что подписка о невыезде с них будет снята, но они должны будут в течение четырех лет «периодически являться в органы исполнения наказаний по месту жительства».
Затем наступила очередь Адамова. Журналисты и защитники приготовились выслушать еще один условный приговор, но в этот момент в дверях показались двое конвойных с наручниками наготове.
Адамова признали виновным по ст. 159 УК РФ (мошенничество), ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). «Приговорить к пяти годам шести месяцам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима, при этом учесть срок, отбытый Адамовым в СИЗО», — ошеломила присутствующих Ирина Васина.
На словах «взять под стражу в зале суда» милиционеры уже надевали на Евгения Адамова наручники.
Бывший министр выглядел растерянным. «Я, как и следует делать в таких случаях, готовился к самому худшему», — говорил он журналистам, выходя из зала суда, однако раскрасневшееся лицо и дрожащий подбородок выдавали подлинные эмоции Адамова. «Над законом творится насилие, я думаю, всем это очевидно», — добавил осужденный и, взяв куртку и попросив конвойных устроить ему перед отъездом короткую встречу с женой, покинул зал суда, прикованный наручниками к конвойным.
«Вынесен неправосудный и жестокий приговор! — заявил журналистам адвокат Адамова Генри Резник. — Осужден невиновный! Никаких доказательств того, что хотя бы один цент или рубль был присвоен Адамовым, нет».
По мнению защитника, экс-глава Минатома «стал жертвой циничной политики двух великих держав» — России и США. «Только проблема в том, что в США и Швейцарии, где его сначала арестовали и намеревались судить, существует независимый суд, который снял с Адамова все обвинения. А у нас нет независимого суда, господа», — заявил Резник. Адвокат добавил, что обязательно обжалует приговор: «Если бы Адамова приговорили даже к штрафу условно, мы бы обжаловали это решение. Я защищал невиновного, и не позволю приговорить его к смерти за решеткой». По словам Генри Резника, у него есть все основания опасаться за жизнь и здоровье Евгения Адамова: за время следствия и судебных разбирательств он пережил три сердечных приступа.
Гособвинение обжаловать приговор не собирается — несмотря на то, что просило приговорить Адамова не к пяти, а к девяти годам колонии. «Приговор справедлив», — заявил журналистам прокурор Виктор Антипов. На вопрос, не слишком ли сурово наказание в виде пяти с половиной лет лишения свободы, Антипов привел пример из жизни.
«В моей практике были приговоры, когда за кражу телевизора из квартиры дали шесть лет», — рассказал Антипов.
Прокурор считает особенно важным то, что Адамову дали именно «реальный», а не условный срок. «Пока должностные лица, совершающие преступления, будут получать условные сроки, у нас будет процветать коррупция», — поделился своими соображениями Виктор Антипов.
Приговор, вынесенный Евгению Адамову, Вячеславу Письменному и Ревмиру Фрайштуту, их адвокаты обжалуют в течение 10 рабочих дней. Фрайштут и Письменный, покинувшие зал суда вместе с адвокатами, будут ожидать дальнейшего развития событий дома. Адамова же, как сообщил «Газете.Ru» пожелавший остаться неизвестным друг семьи экс-министра, из Замоскворецкого суда доставили в Бутырскую тюрьму.