Во вторник Замоскворецкий районный суд Москвы начал оглашение приговора бывшему министру атомной энергетики РФ Евгению Адамову. Первым делом коллегия суда после перерыва слушаний почти на месяц признала бывшего главу Минатома и еще двух подсудимых — бывшего директора ГУП «Государственный научный центр «Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований» Вячеслава Письменного и бывшего гендиректора ОАО «Техснабэкспорт» Ревмира Фрайштута — виновными по всем пунктам.
«Суд постановил признать Адамова виновным в совершении мошенничества и злоупотреблении должностными полномочиями», — начала зачитывать решение председательствующая судья Ирина Васина.
Фрайштута также признали виновным в мошенничестве и злоупотреблениях, а Письменного — в совершении мошенничества. Суд пришел к выводу, что Адамов, будучи министром, организовал преступную группу, куда помимо самого главы Минатома вошли Фрайштут, Письменный, а также Александр Чернов — президент российско-американской компании Globe Nuclear Services and Supply (GNSS), торговавшей ураном, акциями которой завладела в итоге группа. Имя последнего судья Васина во время оглашения приговора не называла, заменяя его словосочетанием «иное лицо». Напомним, что вскоре после заключения Адамова под стражу Чернов был объявлен прокуратурой в розыск, но найти его не удалось до сих пор.
По мнению суда, преступная группа, которую возглавлял тогдашний министр, «осуществила завладение чужим имуществом» и присвоила 62% акций компании GNSS, которая являлась посредником по продаже обогащенного урана, принадлежащего России, американским частным компаниям. «Адамов, будучи министром, принял заведомо не- выгодное для РФ решение о продаже акций GNSS компании, не связанной никакими договорными решениями с Минатомом», — читала Васина. Таким образом, суд согласился с мнением гособвинения, считающим, что из-за Адамова и его подельников был утерян контроль над ядерными материалами.
Правда, какое наказание понесут за свои преступления подсудимые, во вторник так и не стало ясно.
Васина и ее коллеги оглашали приговор несколько часов, примерно до шести вечера. Сначала судьи зачитали выдержки из показаний Адамова, Фрайштута и Письменного, так и не признавших свою вину. Затем они перешли к перечислению документов, которые суд посчитал доказательствами виновности подсудимых. Среди документов оказались контракты с зарубежными компаниями, в том числе и с GNSS, приказы о назначении и увольнении чиновников Минатома и подведомственных ему предприятий, докладные записки, служебная переписка Адамова с подчиненными.
Пересказывание этих документов утомило представителей сторон: гособвинители и адвокаты сидели друг против друга с грустными лицами и старательно изучали взглядами поверхность столов, время от времени утомленно прикрывая глаза.
На третьем часу зачитывания приговора в зале суда раздался довольно громкий храп — кто-то из присутствующих устал вникать в документальные тонкости.
И только Евгений Адамов все пять часов, скрестив руки на груди, внимательно смотрел прямо на председательствующую Васину.
Когда суд объявил долгожданный перерыв, прокурор Виктор Антипов, представляющий гособвинение, появился перед журналистами и заявил, что уже удовлетворен решением суда, хотя полностью оно еще неизвестно. «Я надеюсь, что суд вынесет справедливое наказание. Адамов, Фрайштут и Письменный нанесли государству не только материальный ущерб. Когда преступление совершают люди, занимающие такие высокие посты, они подрывают авторитет власти, государства», — отметил Антипов. Ранее гособвинение потребовало приговорить Адамова к девяти годам лишения свободы, а Письменного и Фрайштута — к семи и пяти соответственно. «Их почтенный возраст не должен влиять на срок приговора, преступление не становится менее тяжким из-за того, что его совершил не молодой человек, а пожилой», — подытожил Антипов.
«Не верьте ни единому слову прокурора», — воскликнул адвокат Адамова Генри Резник, выйдя к журналистам вслед за Антиповым.
По мнению защитника, обвинительный приговор несправедлив, так как дело ведется в отношении заведомо невиновных. «Так оценивать интересы государства может только человек с наклонностями палача», — прокомментировал Резник заявление гособвинителя. Отвечать на дальнейшие вопросы адвокат отказался, пообещав подробно рассказать об этом деле после окончательного оглашения приговора. Ожидается, что суд завершит чтение в среду.