В понедельник Московский областной суд начал рассматривать по существу уголовное дело о покушении на главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса. Заседание прошло в закрытом режиме с участием вновь сформированной коллегии присяжных, уже третьей по счету. Две предыдущие были распущены по решению суда. Как рассказал «Газете.Ru» адвокат одного из обвиняемых Алевтин Мошанский, из 108 кандидатов, пришедших в суд 6 февраля, отобрали 12 основных присяжных заседателей и 11 запасных.
Рассмотрение дела по существу началось с обвинительного заключения, которое зачитал прокурор. По версии гособвинения, подсудимые полковник ГРУ в отставке Владимир Квачков и двое бывших военнослужащих Александр Найденов и Роберт Яшин по предварительному сговору «на почве экстремистских взглядов и неприязни к Чубайсу» совершили на главу РАО «ЕЭС России» покушение.
В ответ адвокаты изложили свою позицию, заявив, что их подзащитные невиновны и должны быть полностью оправданы.
Кроме того, прокуратура заявила ходатайства о представлении доказательств: протоколов допросов, экспертиз и других документов. Его суд рассмотрит во вторник, в отсутствие присяжных. «Во вторник в суде будут решаться процессуальные вопросы, в частности, о допустимости заявленных стороной обвинения доказательств», — рассказал Мошанский. Следующее заседание с участием коллегии присяжных заседателей назначено на среду, 13 февраля. «Суд решил оставить процесс закрытым для прессы», — добавил юрист.
Уголовное дело о покушении на Анатолия Чубайса рассматривается в Мособлсуде с марта 2006 года.
Покушение на главу РАО «ЕЭС России» было совершено 17 марта 2005 года. На пути следования кортежа Чубайса, выезжавшего из поселка Жаворонки Одинцовского района Московской области, сработало взрывное устройство, после чего машины были обстреляны. Чубайс не пострадал. Вскоре по подозрению в причастности к покушению были задержаны Квачков, Найденов и Яшин. На время следствия и судебного разбирательства суд избрал им меру пресечения в виде ареста. Сейчас трое обвиняемых находятся в СИЗО № 4 в Медведково.
11 декабря 2006 года в Москве был задержан еще один обвиняемый по этому делу — Иван Миронов.
После покушения Миронов находился в розыске, а когда его задержали, процесс Владимира Квачкова уже проходил в Мособлсуде. Поэтому дело в отношении Миронова выделено в отдельное производство. Вскоре после задержания четвертого подозреваемого стало известно, что Иван Миронов — не кто иной, как сын бывшего главы Госкомпечати РФ Бориса Миронова. Миронова-старшего чуть было не привлекли к ответственности вместе с сыном: поводом могла стать написанная им книга «Чубайс — враг народа».
По мнению Генпрокуратуры, именно произведение экс-главы Роскомпечати послужило идеологическим основанием для покушения.
Однако Борис Миронов фигурантом по «делу Чубайса» так и не стал. К тому времени экс-глава Роскомпечати уже был обвиняемым по другому делу — об антисемитизме и разжигании межнациональной розни. Дело против Миронова было возбуждено в конце 2003 года после окончания выборов губернатора Новосибирской области, в которых он участвовал и занял последнее, шестое место, получив 0,5% голосов избирателей. Основанием для начала уголовного преследования послужили предвыборные статьи Миронова, в которых он высказывал оскорбления в адрес действующего губернатора области Виктора Толоконского и представителей еврейского народа. Эксперты установили, что в газетных материалах экс-глава Госкомпечати использовал экспрессивные слова и выражения, которые унижают достоинство евреев, оскорбляют их и настраивают против них другие народы.
Сейчас процесс по делу Бориса Миронова уже подходит к концу — в понедельник он выступил в суде Центрального района Новосибирска с последним словом.
Выступая перед судьями, Миронов снова сделал заявление о своей невиновности. «Меня судят за мои убеждения и мысли», — сказал он. Экс-глава Госкомпечати назвал возбужденное против него уголовное дело «сфабрикованным по заказу сверху». Он считает, что его преследуют по политическим мотивам — за то, что он критиковал действующую власть, когда баллотировался в губернаторы Новосибирской области в 2003 году. В ходе эмоционального выступления, продолжавшегося три с половиной часа, Миронов потребовал закрыть дело, так как оно возбуждено без каких бы то ни было законных оснований.
«Меня хотят осудить и бросить за решетку за то, что я не люблю евреев», — сказал Миронов, обратив внимание на то, что слово «жид», которое он употреблял в своих статьях, говоря о евреях, и которое легло в основу обвинительного заключения, прокуратура неправильно интерпретировала.
«Вы приведите мне хоть один процесс, чтобы судили за слово «хохол» или «москаль», а это то же самое, что слово «жид», — сказал подсудимый. Вместе с тем он уточнил, что под этим словом имел в виду скупого человека, стремящегося любыми способами нажиться. Миронов также отметил, что не хотел оскорбить весь еврейский народ, а говорил о конкретных руководителях Новосибирской области.
Оглашение приговора по делу Бориса Миронова состоится во вторник. Ранее государственный обвинитель требовал приговорить подсудимого к двум годам лишения свободы в колонии-поселении.