В Замоскворецком суде Москвы в четверг начались прения сторон по делу экс-главы Минатома Евгения Адамова, обвиняемого в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями. Первыми выступили гособвинители.
Старший советник юстиции Виктор Антипов, которому судья Ирина Васина дала слово первому, не оправдал надежд журналистов. На предыдущих слушаниях он обещал, что речь гособвинения будет интересной, но вместо обещанного яркого выступления стал без выражения зачитывать многостраничный текст. Прокурор очень подробно и очень быстро объяснил, как Адамов и его сообщники — бывший директор ГУП «Государственный научный центр «Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований» Вячеслав Письменный и бывший гендиректор ОАО «Техснабэкспорт» Ревмир Фрайштут — совершали противоправные действия, воспользовавшись доверием, которое им оказала страна.
«Адамов, будучи министром атомной энергии, вопреки интересам России и с целью извлечения личной выгоды организовал преступную группу. Фрайштут и Письменный подчинялись Адамову, и не могли без него и шагу ступить. С его разрешения и под его руководством они завладели чужим имуществом», — читал Антипов.
Прокурор заявил, что во время следствия вина Евгения Адамова и остальных подсудимых была полностью доказана, а показания свидетелей ее только подтвердили.
По словам гособвинителя, в 1998–1999 годах преступная группа, в которую входили Адамов, Письменный, Фрайштут и четвертый обвиняемый — Чернов, который объявлен Генпрокуратурой в международный розыск, завладела контрольным пакетом акций российско-американской компании Globe Nuclear Services and Supply (GNSS), торговавшей ураном. Прежние владельцы акций — ОАО «Техснабэкспорт» (100% акций самого «Техснабэкспорта» принадлежат государству) и Приаргунское производственное горно-химическое объединение (ППГХО) — остались без дивидендов, потеряв, по подсчетам прокуратуры, около $31 млн. Прокурор обвинил Евгения Адамова также в том, что он распорядился заключить контракт, по условиям которого GNSS был прощен долг, превышающий $113 млн, чем нанес ущерб российскому государству.
Помимо уголовных преступлений — мошенничества и злоупотребления должностными полномочиями — прокурор обвинил подсудимых в цинизме.
«Адамов, Фрайштут и Письменный, а также их адвокаты продолжают убеждать суд, что благодаря их действиям была спасена атомная отрасль и сэкономлены бюджетные средства. Это не соответствует действительности», — гневно заявил Антипов и обратил главный аргумент защиты против нее самой. «Раз отрасль находилась в плачевном состоянии, а Адамов и его сообщники мошенническим путем похитили предназначенные для бюджета средства, последствия их действий нужно расценивать как тяжкие», — сказал прокурор.
Впрочем, самого экс-министра сыпавшиеся на него обвинения, судя по всему, совсем не впечатляли.
Все заседание он слушал прокурора со скучающим видом, сидя рядом с защитниками в центре зала. Адвокат Адамова Генри Резник устало покачивался на стуле. Предполагемые подельники бывшего главы Минатома, рассаженные по углам, благонравно смотрели перед собой.
В общей сложности обвинительная речь продолжалась больше четырех часов. Время от времени охрипшего Виктора Антипова сменяла коллега — прокурор Вера Пашковская. Она огласила и сроки, которые, как считает гособвинение, заслужили трое подсудимых. «Евгений Адамов выступил организатором преступной группы, а Вячеслав Письменный и Ревмир Фрайштут осуществили завладение имуществом», — заявила Пашковская и попросила назначить подсудимым наказание, чем заставила оживиться всех присутствующих, включая заскучавших было судей.
Обвинение потребовало назначить Адамову наказание в виде девяти лет колонии общего режима, Письменному – семь лет, а Фрайштуту – пять.
Прокурор попросила признать всех троих виновными по ч.3 п. «а, б» ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в крупном размере), а Адамова привлечь к ответственности еще и по ч.3 п. «в» ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). По мнению обвинения, подсудимые заслуживают такого наказания, даже учитывая их «прежние заслуги, возраст и состояние здоровья».
Представители потерпевшей стороны — ОАО «Техснабэкспорт» — с гособвинением полностью согласились. Юрист Виктория Шакина напомнила суду, какие убытки понес «Техснабэкспорт» из-за «преступных действий подсудимых», и (видимо, заодно) выступила и от имени второго потерпевшего — ППГХО, представителя которого ни на одном из судебных заседаний не было.
Выслушав обвинение и потерпевших, суд объявил перерыв до 28 января, тогда свою позицию изложит сторона защиты.