Во вторник столичное правительство обсудило перспективы развития территории Восточного округа Москвы, предусматривающие значительные изменения в транспортной инфраструктуре востока столицы. В частности, облегчить москвичам жизнь в этой части города должны продление Калининской линии столичного метрополитена от станции «Новогиреево» в район Новокосино в 2010 году, а также Таганско-Краснопресненской линии от станции «Выхино» в район Жулебино в 2011 году. Кроме того, в числе приоритетных задач в проекте постановления правительства значилась разработка предпроектных предложений по строительству новой линии метро из центра города до района Косино-Ухтомский в Кожухово. Предполагалось, что правительство определит и сроки строительства новой ветки.
Однако, как сообщает «Интерфакс», на заседании правительства Юрий Лужков скептически высказался по поводу идеи создания еще одной линии, связывающей восточные пригороды Москвы с центром.
По его мнению, продление веток метро в периферийные районы может привести к «коллапсу метрополитена». «Нам нужно подумать. Давайте из Люберец сделаем ветку метро, и она будет предельно загружена. Если мы из периферии будем втягивать дополнительные пассажиропотоки, это может привести к коллапсу и самого метрополитена», — цитирует агентство мэра. «Может быть, имеет смысл поставить задачу создания «параллельного» метрополитена, метрополитена хорд, который будет автономно связывать крупные районы», — заявил он и тут же поручил соответствующим структурам, в том числе НИИПИ Генплана, подумать над этой идеей.
Между тем летом прошлого года городским правительством была утверждена программа ускоренного строительства метрополитена, согласно которой в ближайшие четыре года будет построено 70 км линий метро и 30 новых станций. О чем Юрий Лужков с удовлетворением говорил 30 августа на открытии станции «Трубная»: «Метрополитен дойдет до Строгино, дальше прыжок в Митино — это то, что мы давно обещали москвичам, то, что стало реальностью». С оптимизмом смотрел в будущее и первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы Петр Бирюков: «Построив метро «Строгино», москвичи получили возможность в 1,5 раза быстрее прибыть к центру, комфортно проживать в этом уютном районе…Метро скоро будет в Митино, Косино, Жулебино и ряде других объектов». А председатель Мосгордумы Владимир Платонов, в свою очередь, пообещал, что депутаты в городском бюджете всегда найдут деньги на строительство.
Над разгрузкой радиальных линий подземки работает и сам метрополитен.
В отсутствие средств на строительство большого метрокольца, которое должно соединить ветки столичной подземки на окраине, было решено строить новый метроконтур (своеобразное рваное кольцо, соединяющее отдельные линии метро) на расстоянии одного-двух перегонов от кольцевой линии. Это решение поддержали столичные власти, в 2006 году началось проектирование второго пересадочного контура, а само строительство должно стартовать в 2010 году. Как разъяснял в прессе начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев, 15% пассажиров едут по радиусам к центру, чтобы затем пересесть на другую линию и ехать в обратном направлении, а дублер кольцевой линии позволит отвести эти потоки от центра и, кроме того, для многих он просто сократит время поездок. Это не будет альтернативой большому метрокольцу: его трассы зарезервированы, и жизнь рано или поздно заставит его построить.
Насколько актуальна в свете этого идея «независимого дублера», пока непонятно. Никаких комментариев о технической стороне вопроса от специалистов еще не поступало. Впрочем, изобретать велосипед, видимо, не придется: уходящие на периферию города скоростные хордовые линии предусмотрены в актуализированном Генплане Москвы до 2025 года. Кроме того, как объяснил «Газете.Ru» главный инженер НИиПИ Генплана Юрий Коротков, слова мэра были неправильно интерпретированы журналистами. «Мэр говорил о том, что нельзя воткнуть новую линию метрополитена в существующую, — заявил господин Коротков. — Это справедливо, и никто не предлагает так делать. Надо проработать вопрос интеграции новой ветки в общегородскую схему метрополитена. Воткнуть ее в станцию — значит загубить дело».