В четверг Хорошевский районный суд города Москвы вынес приговор по делу об избиении участников акции протеста против строительства небоскреба во дворе дома по улице Маршала Бирюзова в августе 2007 года. Из нападавших на скамье подсудимых оказались трое жителей Дагестана: Фикрет и Ярмет Абдуллаевы и Магомед Рамазанов. Все они были признаны виновными по статье 116 УК РФ в причинении вреда здоровью средней тяжести организованной группой и получили по два года условно. Суд принял во внимание наличие у каждого из подсудимых детей, а также тот факт, что они смогли примириться с большинством потерпевших.
Причиной избиения суд признал выдвинутую защитой версию о «внезапно возникшей неприязни» нападавших к участникам акции, которые якобы оскорбляли их национальное достоинство.
Напомним, что 22 августа были жестоко избиты участники акции против уплотнительной застройки в Щукино. Группа из 8–10 атлетического сложения молодчиков, вооруженная битами и травматическими пистолетами, переломала руки, разбила головы и выбили зубы восьмерым пикетчикам, возвращавшимся со схода возле строящегося компанией «Дон-строй» дома № 41 на улице Маршала Бирюзова. Жертвами стали и двое случайных прохожих. В имевшем столь кровавые последствия сходе кроме местных жителей участвовали представители Союза инициативных групп Москвы из других районов города, а также активисты левых движений.
Прибывшему на место происшествия наряду ОВД «Щукино» удалось задержать троих нападавших. В их автомобиле милиционеры нашли две биты, электрошок, нож и травматический пистолет, из которого нападавшие стреляли по пытавшимся убежать людям. По факту нападения было возбуждено уголовное дело по статье 213, часть 2 УК РФ (хулиганство), а нападавшие — Рамазанов и братья Абдуллаевы — были арестованы. Тем не менее по окончании следствия в середине ноября прошлого года задержанные были освобождены под подписку о невыезде. Воспользовавшись этим, они предложили потерпевшим пойти на мировую, предлагая им денежную компенсацию. Однако двое пострадавших (оба — члены КПРФ) посчитали дело принципиальным и не отказались от суда.
С самого начала слушания пострадавший Владимир Ермаков заявил ходатайство о возвращении дела на доследование, так как, по его мнению, следствием не были установлены ни истинные мотивы, ни истинные заказчики нападения.
Потерпевший настаивал на том, что в ходе следствия не были предприняты действия по выявлению заказчиков нападения, а обвинение придерживается ложной версии об обычной хулиганской разборке, не связанной с протестом жителей против точечного строительства. Однако судья Николай Анисимов прислушался к мнению адвокатов обвиняемых о том, что никакого заказчика не существует в природе, и отклонил ходатайство. Поддержал сторону защиты и прокурор, заявив, что ходатайство Ермакова «не основано на законе».
Между тем пострадавшие считают, что бойню устроили люди, имеющие прямое отношение к «Дон-строю».
По словам участницы схода 22 августа Маргариты Оболенской, помогавшей милиции в опознании преступников, их машина была задержана при въезде на остановленную стройку по адресу улица Бирюзова, 31. Другие участники акции, а также попавшиеся под руку нападавшим случайные прохожие утверждают, что те выбегали именно со стороны стройки. А по показаниям, данным в милиции представителями Союза инициативных групп Петром Милосердовым и Александром Кульпиным, двое из задержанных принимали участие в предыдущем избиении пикетчиков, произошедшем 9 августа (по факту этой драки также возбуждено уголовное дело).
Однако суд не удовлетворил ходатайство потерпевших о привлечении в качестве свидетелей участников пикета, прислушавшись к мнению защиты и обвинения о том, что к делу привлечены те свидетели, которые признаны таковыми по результатам предварительного следствия.
«В списке свидетелей преобладали работники ГП СМУ-2 (подрядчика «Дон-строя»), к которым обвиняемые, по заявлению пресс-службы застройщика, не имеют никакого отношения, — заявил «Газете.Ru» Александр Кульпин. — А свидетели, способные сообщить значимые сведения и уже давшие показания милиции, к слушанию дела не были привлечены».
Впрочем, как оказалось, подсудимые все-таки имели отношение к застройщику. Как рассказал «Газете.Ru» Владимир Ермаков, в материалах уголовного дела значилось, что автомобиль, которым по доверенности управлял один из обвиняемых, является собственностью СМУ-2, а руководитель строительства на Бирюзова, 41, Виктор Раковский показал на суде, что обвиняемые ранее работали на стройке, но к 22 августа уже уволились и пришли на территорию стройки просто попрощаться перед отъездом.
Тем не менее суд устроила версия защиты о том, что драка была случайной, произошедшей на бытовой почве: взрослых семейных мужчин, воспитанных в строгих традициях ислама, просто спровоцировали на драку оскорбительные реплики пикетчиков в их адрес.
«Обвиняемые утверждают, что не выдержали оскорблений на национальной почве, — заявил «Газете.Ru» пострадавший Марат Галимзянов. — Интересно, как мог я — Марат Харисович Галимзянов — оскорблять их на национальной почве?» «Одного из нападавших я видел с битой в руке за 10–15 метров до подходивших людей. Какая уж тут «внезапно возникшая неприязнь?» — добавляет Александр Кульпин.
Потерпевшие не удовлетворены решением суда и не исключают, что будут подавать апелляцию. «Имело место нападение с целью запугивания жильцов и активистов, о чем я постоянно говорил суду, — заявил «Газете.Ru» Владимир Ермаков. — По моему мнению, это вообще террор, и наказание должно быть более серьезным и по другой статье». По его словам, реакция общества на такие решения суда может быть одна — более активные и решительные акции протеста.
По мнению депутата Мосгордумы Сергея Никитина, по-другому и быть не могло: «Суд и прокуратура не заинтересованы в установлении истинных заказчиков преступления». По словам депутата, московские власти решили спустить дело на тормозах. «Изначально было известно, что в избиении москвичей участвовало около 10 человек спортивного телосложения, однако никто не искал ни их, ни заказчиков преступления, коими, очевидно, являются строительные фирмы, монополизировавшие строительный рынок в Москве, — заявил Никитин. — И такое решение суда может свидетельствовать о наличие коррупционных связей между строителями и исполнительной властью. Но власть должна понимать, что долго люди такого издевательства над собой и здравым смыслом терпеть не будут. Таких примеров в истории было достаточно».
Между тем пресс-служба «Дон-строя» на протяжении всего конфликта утверждает, что его стройплощадку превращают в политическую трибуну «маргинальные политические движения», нанося тем самым «серьезный финансовый и репутационный ущерб», и подобное вмешательство «лишь мешает конструктивному диалогу между застройщиком, муниципальными властями и местными жителями».
Теперь компания намерена взыскать с «маргиналов» компенсацию в сумме 2,5 миллиона рублей за убытки, понесенные за 8 дней простоя строительства летом и осенью, когда пикетчики блокировали проезд к стройплощадке. Иск «Дон-строя» к шестерым участникам акций рассматривается сейчас в том же Хорошевском суде. Среди ответчиков местные жители, представители инициативных групп жильцов из других районов и политических движений, при помощи которых проводились пикеты на улице Маршала Бирюзова. По мнению экспертов, если «Дон-строй» выиграет этот процесс, суды может захлестнуть вал аналогичных исков от других застройщиков к протестующим москвичам.