История с обстрелом садового товарищества «Озерки» в Истринском районе Подмосковья окончательно прояснилась. Военные признались, что это их рук дело. Инцидент произошел еще около 15.00 среды. К вечеру с места происшествия стала поступать самая противоречивая информация — подмосковные подразделения МЧС и МВД докладывали сначала о том, что «Озерки» бомбили с параплана, затем — что речь идет о взрыве двух сигнальных ракет, и, наконец, что бомбы были, но их якобы сбрасывали с вертолета.
Позже все-таки выяснилось, что недалеко от места инцидента инженерные войска Минобороны проводили показательные учения. Главной частью программы стала демонстрация установки ДН-70 для разминирования минных полей. Установка выстреливает реактивными снарядами, которые тянут за собой кабель. Упав на землю, этот кабель детонирует, и в минном поле образуется проход. Журналисты, для которых и проводилась демонстрация, стали очевидцами того, как две ракеты оторвались от своих кабелей и улетели далеко за пределы зоны учений.
Военные объяснили журналистам, что ничего страшного не произошло, пишет «Коммерсантъ». Однако вскоре в оперативные службы Подмосковья из товарищества «Озерки», находящегося недалеко от военного полигона, стали поступать сообщения о бомбардировке.
Тогда же выяснилось, что одна из ракет задела дом на одном из участков товарищества, принадлежащем гендиректору издательства «Деловой мир» Сергею Орищенко. «Насколько пострадал мой дом, я не знаю, — заявил газете «Коммерсантъ» Сергей Орищенко. — В четверг я собираюсь поехать посмотреть. Могу лишь сказать, что дом был очень хороший». По его словам, о происшествии он узнал от журналистов, никто из официальных лиц Минобороны, милиции или пожарных с ним в среду не связывался.
Военные поначалу не признавали, что инцидент произошел по их вине. Дежурный по управлению информации и общественных связей Минобороны заявил «Газете.Ru», что «это никакого отношения к военным не имеет». Однако ближе к ночи начальник пресс-службы военного ведомства Вячеслав Седов подтвердил, что нештатная ситуация произошла во время учений инженерных войск. «При запуске зарядов разминирования, которые проделывают проходы в минных полях, два элемента одного из зарядов изменили направление, — сообщил полковник Седов. — Один из зарядов задел крышу строения на садовом участке, второй не сдетонировал. Жертв и пострадавших в результате инцидента нет».
Пуски были учебными, а сами двигатели не содержат взрывных веществ, говорят военные. В момент полета реактивное топливо выгорает, и двигатели не взрывоопасны.
Созданная для расследования инцидента комиссия подтвердила, что пуск зарядов с установки разминирования был произведен в нештатном режиме. В среду вечером следователи изъяли с места падения части ракет и отправили их на техническую экспертизу. В четверг помощник главкома Сухопутных войск полковник Игорь Конашенков сообщил, что «причиной инцидента является техническая неисправность маршевого двигателя установки разминирования». По его словам, «во время демонстрационного пуска установки разминирования учебный заряд, который не содержал взрывчатки, полностью упал на территорию полигона, но два элемента установки отклонились от траектории на 3,5 км, и один из них - маршевый двигатель - задел фронтон дачного здания и упал в огороде».
Комиссия Инженерных войск провела предварительную оценку ущерба, нанесенного дачному строению. «Он незначителен и составляет около 60 тыс. рублей, - приводит слова помощника главкома агентство «Интерфакс». - Представители Инженерных войск еще в среду связались с владельцем дачи, который с пониманием отнесся к инциденту и заявил, что не имеет особых претензий. На четверг намечена встреча с ним для согласования размера нанесенного ущерба, который Минобороны готово возместить».
Сейчас военная прокуратура Солнечногорского района Московского военного округа и следственный отдел этого же гарнизона проводят проверку по факту инцидента. «По результатам проверки, которая уже начата, будет принято процессуальное решение», — заявил официальный представитель военной прокуратуры МВО.