В среду Басманный районный суд Москвы рассмотрел вопрос о продлении срока содержания под стражей начальника департамента оперативного обеспечения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Александра Бульбова. Обвинение во главе со следователем Следственного комитета (СК) по особо важным делам Альбертом Богдановичем просило суд оставить генерала Бульбова под стражей, мотивируя это тем, что опытный сотрудник спецслужб без труда скроется от следствия, как только выйдет из СИЗО.
Еще до начала заседания адвокаты Бульбова и все те, кто пришел в суд его поддержать, сомневались, что защите удастся убедить судью и избежать продления ареста.
— Я уже ни на что не надеюсь, — делилась с корреспондентом «Газеты.Ru» жена Бульбова Галина. – Сейчас будет то же, что с Донченко и Гевалом.
О том, что суд продлил арест полковнику ФСКН Юрию Гевалу, стало известно буквально за несколько минут до заседания по делу Бульбова. Гевал и еще один офицер ФСКН Сергей Донченко обвиняются по тому же делу, что и Бульбов. Срок их ареста Басманный суд продлил до 15 марта 2008 года.
Прежде чем приступить к слушаниям, суд 40 минут решал, разрешать ли присутствовать в зале журналистам. Альберт Богданович обратился к суду с просьбой провести заседание о продлении ареста в закрытом режиме, так как, по словам следователя, «в материалах дела есть информация, содержащая гостайну». Защитники Бульбова тоже обратились к суду, но совсем по другому поводу. Адвокат генерала ФСКН Сергей Севрук попросил судью Артура Карпова обязать обвинение предоставить хоть какие-нибудь доказательства того, что Бульбова необходимо оставить под стражей.
Пока судья не вернулся с решением, жена генерала и его коллеги обменивались короткими фразами со стоящим за решеткой Бульбовым. Общение происходило через головы не отходивших от клетки ни на шаг сотрудников ФСБ в штатском.
— Галя, ты в следующий раз передай мне очки, — негромко просил жену Бульбов.
— У тебя же есть? — удивилась супруга.
— Эти стеклянные, их вечером отбирают, говорят, чтоб руки не порезал. А я читать без очков совсем ведь не могу, поэтому нужны пластиковые, — тихо объяснил генерал.
Пользуясь моментом, адвокат Бульбова Сергей Севрук подошел к одному из оперативников ФСБ и негромко ему что-то сказал. Оказалось, защитник по просьбе Галины Бульбовой попытался передать генералу нательный крест. Сначала сотрудник ФСБ с непроницаемым выражением лица отрицательно мотал головой, но после уговоров крестик взял.
— Попробует передать в СИЗО, — объяснил журналистам адвокат Бульбова.
Наконец, в зал вошел судья и зачитал постановление: ходатайство прокуратуры удовлетворить и провести заседание за закрытыми дверями. Журналисты и коллеги Бульбова уже привычно потянулись к выходу из зала – пока ни одно слушание по этому делу не проходило в открытом режиме.
В ожидании результатов заседания, которое тянулось несколько часов, журналисты общались с супругой Бульбова, друзьями генерала и его коллегами из ФСКН. Все сочувствующие как один настаивают на невиновности Бульбова, но в освобождение генерала не верят.
— Раз его арестовали на основании оперативной записки, не имея никаких доказательств, то и сейчас оставят за решеткой. Суд согласится с обвинением во всем, я уверен, — заявил корреспонденту «Газеты.Ru» «давний друг семьи» генерала Бульбова (представляться друзья семьи желанием не горели).
Супруга опального генерала Галина, в свою очередь, рассказала «Газете.Ru», что следственные мероприятия, для проведения которых обвинение стремится оставить Бульбова под стражей, на самом деле не проводятся.
— Меня допрашивать перестали. Самого Александра Арсеньевича тоже не вызывают на допросы. Ничего не происходит – человек просто сидит под арестом, — поделилась Бульбова.
Галина Бульбова также рассказала, что дело отца уже напрямую коснулось сына – Павлу Бульбову грозит отчисление из Академии ФСБ.
— Нашему сыну Павлу, который сейчас учится на четвертом курсе, руководство Академии недвусмысленно намекнуло, что сессию он не сдаст, — заявила она.
Бульбова добавила, что ей до сих пор не удалось добиться свидания с мужем. По ее словам, следователь Альберт Богданович не желает брать у адвокатов заявление о свидании лично, и оно уже два месяца ходит по инстанциям. Поэтому Галина Бульбова прямо-таки рвалась в зал суда – только там ей удается увидеть мужа и чуть-чуть поговорить с ним.
И Бульбову, и всех желающих в зал заседания пустили на оглашение постановления. Судья Артур Карпов, зачитывая свое решение, почему-то заявил, что слушание происходило в открытом режиме, чем крайне удивил всех, кто провел за дверью несколько часов.
По итогам заседания Басманный суд постановил «продлить Бульбову срок содержания под стражей до окончания предварительного следствия, то есть на три месяца и пятнадцать суток». Главным доводом следователя Альберта Богдановича, с которым в итоге согласился суд, стало то, что дело, по которому проходит Бульбов, — очень сложное, и на расследование уйдет не меньше трех месяцев. Богданович заявил, что за это время следователи допросят 53 лица, которые стали жертвами злоупотреблений Бульбова, проведут тщательные допросы свидетелей и всех обвиняемых. Кроме того, Следственному комитету нужно время, чтобы провести необходимые экспертизы, в том числе сложные графологические тесты, и изучить изъятые у Бульбова документы.
Богданович заявил, что у Бульбова огромный опыт работы в спецслужбах, есть действующие загранпаспорта и документы прикрытия. И если его выпустить из-под ареста, он либо попытается оказать давление на свидетелей и уничтожить доказательства, либо просто скроется.
Генпрокуратура, представитель которой присутствовала на суде, выступила с более мягким предложением. Прокурор отдела управления Генпрокуратуры по надзору за следствием Туркова обратилась к суду с просьбой оставить Бульбова под стражей, но не на 3,5 месяца, а на два.
Тем временем защитники Бульбова – Сергей Севрук, Сергей Антонов и Вячеслав Смирный – безуспешно пытались убедить суд изменить меру пресечения на любую другую, кроме ареста.
Не помогли ни ходатайство руководства ФСКН, готового поручиться, что Александр Бульбов не будет скрываться и препятствовать следствию, ни положительные характеристики генерала, ни документы о госнаградах и об участии в боевых действиях.
Кроме того, адвокаты предоставили справки о состоянии здоровья Бульбова. По словам защитников, в СИЗО у генерала ухудшилось самочувствие и обострились сердечно-сосудистые заболевания, а потому ему нужно немедленное обследование и постоянное наблюдение врачей.
Сам Бульбов добавил, что ему незачем скрываться, потому что он невиновен.
Все эти доводы суд во внимание не принял. «Ввиду того, что обстоятельства дела не изменились, оснований для изменения меры пресечения в отношении Александра Бульбова нет. Суд считает продление срока содержания под стражей на 3 месяца 15 суток обоснованным и разумным», — огласил свое решение судья.
Выйдя из зала суда, адвокаты генерала заявили журналистам, что в десятидневный срок обжалуют постановление в Мосгорсуде, но тут же признались, что на успех не рассчитывают.
— Теперь остается надеяться на Европейский суд по правам человека, — сказал «Газете.Ru» Сергей Антонов. – Мы уже направили в Страсбург одно обращение, а по результатам сегодняшнего заседания, разумеется, направим второе.
Антонов назвал дело Бульбова «делом доносов». По мнению адвоката, именно на сомнительных донесениях основаны все следственные действия и обвинения.
— Богданович представил суду очередную оперативную справку – на сей раз от Девятого управления ФСБ. В ней говорится, что мы, адвокаты Бульбова, оказываем давление на свидетелей, противодействуем следствию и собираемся организовать силовое освобождение генерала, — рассказал Антонов.
По словам юриста, ФСБ теперь собирается установить слежку за адвокатами, а это уже прямое нарушение Конституции РФ и прав человека. Антонов добавил, что «со злоупотреблениями следствия защита Бульбова будет бороться только законными методами».
Получить комментарий Альберта Богдановича «Газете.Ru» не удалось. Следователь по особо важным делам решил не попадаться на глаза журналистам и покинул здание Басманного суда через служебный выход.