В пятницу Верховный суд России вынес решение по кассационной жалобе адвокатов приговоренного к двадцати годам колонии за коррупцию экс-генерала МЧС Владимира Ганеева. Защитники генерала просили высшую судебную инстанцию России отменить приговор Московского окружного военного суда, согласно которому бывший высокопоставленный чиновник отправился за решетку.
Напомним, что Ганеев и шесть сотрудников МУРа были осуждены в сентябре 2006 года. Ганеев был приговорен к 20 годам заключения, а шесть сотрудников МУРа — Юрий Самолкин, Николай Демин, Игорь Островский, Вадим Владимиров, Евгений Тараторин и Александр Брещанов — получили сроки от 15 до 20 лет в колонии строгого режима. Также они были лишены госнаград, званий и возможности в течение трех лет после освобождения занимать должности в органах государственной власти.
Начальник Управления безопасности МЧС России генерал-лейтенант Владимир Ганеев, заместитель начальника второй оперативно-розыскной части УУР ГУВД Москвы Евгений Тараторин, заместитель начальника пятого отдела второй оперативно-розыскной части при УУР ГУВД Юрий Самолкин, а также сотрудники УУР ГУВД Москвы Николай Демин, Игорь Островский, Вадим Владимиров и Александр Брещанов были задержаны в ходе масштабной операции ФСБ и Генпрокуратуры еще летом 2003 года.
По данным следствия, преступная группа была организована Ганеевым и Самолкиным в 1997 году.
Сами они называли ее «Акционерное общество закрытого типа МУР».
Согласно материалам прокуратуры, милиционеры подбрасывали коммерсантам оружие и боеприпасы, вынуждая их перед страхом уголовной ответственности или физической расправы платить «оборотням» откупные.
Кроме этого оперативники, по данным следствия, подкидывали запрещенные предметы простым гражданам, чтобы с успехом «раскрыть» преступление и получить поощрения по службе. На вырученные средства члены группы покупали за рубежом недвижимость, дорогостоящие автомобили для себя и членов семьи. «Только из банковских ячеек, арендованных на имя обвиняемых, в ходе обысков было изъято около $3 млн», — говорилось в сообщении Генпрокуратуры. Следствие по уголовному делу было завершено 16 апреля 2004 года, в январе 2005 года начались слушания в Московском окружном военном суде.
В итоге подсудимые были признаны виновными по ч. 2 и 3 ст. 210 УК РФ (участие в преступном сообществе либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп), по ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения, с применением оружия или специальных средств, с причинением тяжких последствий), по ч. 3 ст. 303 (фальсификация доказательств по уголовному делу о тяжком или особо тяжком преступлении), ч. 3 ст. 222 (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, совершенное организованной группой), ч. 1 ст. 228 (незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере), ч. 3 ст. 163 (вымогательство, совершенное организованной группой, в целях получения имущества в крупном размере, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего), ч. 2 ст. 191 (незаконный оборот драгоценных металлов, драгоценных камней или жемчуга).
Верховный суд приговор суда низшей инстанции отменять не стал, а лишь сократил сроки. В частности, наказание Ганееву уменьшилось на два года, то есть составило 18 лет.
Суд по кассации защиты Владимира Ганеева проходил за закрытыми дверями, мотивируя это тем, что в деле содержатся секретные материалы. В итоге военная коллегия Верховного суда исключила из обвинения соучастие в незаконном обороте наркотиков — за отсутствием состава преступления и незаконный оборот драгметаллов — по истечению срока давности. С этим и было связано сокращение срока экс-генералу. Кроме того, Верховный суд снял с Ганеева обязанность выплачивать штраф в 100 тыс. рублей.
Сроки снизили и другим «оборотням в погонах». Юрий Самолкин теперь также приговорен к 18 годам заключения, Николай Демин — к 16 годам, Игорь Островский и Вадим Владимиров — к 14, а Евгений Тараторин и Александр Брещанов — к 13 годам, передает РИА «Новости».
Тем временем в Мосгорсуде продолжается процесс по делу в отношении еще четырех бывших сотрудников МУРа, также обвиняемых в коррупции.
Это дело было выделено в отдельное производство из материалов, собранных против Ганеева. По версии следствия, начальник отделения управления уголовного розыска ГУВД Москвы Валерий Демин (брат Николая Демина), а также старшие оперуполномоченные Александр Евстигнеев, Юрий Козар и Михаил Кутырин, действуя в составе преступной группы, превышали должностные полномочия, неоднократно вымогали деньги у предпринимателей, незаконно приобретали и хранили оружие, взрывчатые вещества и наркотики, а также фальсифицировали доказательства по уголовным делам. По данным Генпрокуратуры, обвиняемые долгое время скрывались от следствия. Однако в конце концов их удалось поймать. Так, один из подследственных, Александр Евстигнеев, был задержан на Украине, откуда его экстрадировали в Россию и поместили в следственный изолятор «Лефортово».
Впрочем, как считает защита обвиняемых милиционеров, их клиенты пошли под суд только из-за «политзаказа».
Как заявил «Газете.Ru» адвокат Евстигнеева Руслан Коблев, «обвинение, необоснованно предъявленное рядовым сотрудникам МУРа, связано с политическим заказом». «Обвинен генерал Ганеев, не имеющий никакого отношения к милиции», — заявил юрист. По мнению Коблева, его подзащитный вообще попал под следствие «из-за того, что отказался давать ложные показания против своего начальства».
По его словам, сейчас процесс в Мосгорсуде проходит с нарушениями. «В частности, нам не дают возможности представлять доказательства невиновности нашего подзащитного. Ему предъявлено обвинение по эпизодам, в которых он не мог участвовать», — отметил адвокат.