Ульяновск взбудоражен. В среду, 12 сентября, в городе уже в третий раз стартовала акция «Роди патриота в день России», итоги которой будут подводиться ровно через десять месяцев. Праздник местные власти назвали завуалированно — День семейного общения, но горожане неофициально называют его «Днем зачатия».
Акция напоминает лотерею: те, кто родит ребенка ровно через 9 месяцев — 12 июня 2008 года, получат ценные призы, а главный победитель, выбранный специальной комиссией, — автомобиль UAZ-Patriot.
По словам ульяновского губернатора Сергея Морозова, которому и приписывают идею столь масштабного мероприятия, акция направлена на повышение рождаемости и улучшение демографических показателей.
Первый в истории Ульяновска «День зачатия» в 2005 году урожайным не выдался. Через 9 месяцев, в июне 2006 года родилось только 28 детей — что даже чуть меньше, чем обычно. Главный приз тогда достался семье Ионовых, у которых родился четвертый ребенок — дочка Иона. Зато через год, когда о «патриотической лотерее» узнали все, участников стало намного больше.
В 2006 году губернатор впервые отпустил 12 сентября чиновников областного правительства пораньше с работы — «для решения демографической проблемы».
Претендентками на UAZ-Patriot решили стать сразу 549 женщин. Забеременевшим в этот день жительницам Ульяновска уделялось особое внимание: будущим мамам вручали «письма еще не родившегося ребенка», витамины, лекарства и материальную помощь. Незадолго до финиша областной министр здравоохранения Татьяна Губарева докладывала, что все родильные дома региона обеспечены необходимым оборудованием и медикаментами, медицинский персонал готов к приему будущих мам — участниц акции «Роди патриота». В итоге 12 июня 2007 года родилось 46 мальчиков и 32 девочки. По данным областного правительства, общее количество новорожденных в этот день превысило средний ежедневный показатель в 3,2 раза. Правда, затем, как и следовало ожидать, рождаемость вернулась в нормальное русло.
На этот раз, объявляя «патриотический марафон», власти пошли дальше, решив объявить «День зачатия» выходным не только для чиновников, но и для всех жителей Ульяновской области.
Местные политологи оценили это решение как ход, рассчитанный на то, что теперь об Ульяновской области и ее акции точно заговорят (и не ошиблись). Юристы, правда, пояснили, что по закону выходного в принципе быть не должно, но предложили удобный выход — отпускать с работы «в связи с участием в мероприятиях». Примеру областного правительства последовали и районные власти. Правда, руководители предприятий сделали вид, что не услышали предложения губернатора и выходного в среду не дали. Впрочем, известно, что некоторые управления федеральных структур в Ульяновской области все же отпустили женщин домой, решив, что женщины лучше знают, чем им заняться в рамках акции.
Мероприятий между тем было множество — от детских утренников «У меня будет братишка» до мастер-класса педуниверситета «Умелые руки».
Марафон открыло бракосочетание избранной пары прямо на сцене. Молодежь тоже веселилась, устраивая шоу — признания в любви или поиск мужей и жен у соответствующих плакатов, где можно было написать свой номер мобильного телефона. Сами студенты на вопрос, что они будут делать вечером, отвечали, что тоже постараются стартовать, но без зачатия.
«Акция смешная и очень похожа на пиар, но в то же время и парадоксальна», — сказал «Газете.Ru» доцент кафедры социологии и политологии Ульяновского госуниверситета Максим Светуньков. «С одной стороны, это попытка создать видимость благополучия и улучшения всех показателей, когда при этом практических реальных затрат не делается и изменения в реальных делах очень незначительные, — считает эксперт. — Ну и что, когда для 12 июня роддом обеспечивают всем необходимым? А что в остальные дни? Как всегда?» С другой стороны, отметил Светуньков, акция действует — рождаемость и вправду увеличилась. «Правда, не исключено, что это просто демографическая волна, она как раз подходит. Думаю, эта тема еще требует дополнительных исследований», — добавил он.
А доктор политических наук Нина Дергунова считает, что если сам «День зачатия» никакого влияния на демографическую ситуацию и не оказывает, то акция хотя бы влияет на переоценку ценностей. «Если в регионе будет хорошее отношение к семье и беременным женщинам, это уже большое достижение, которое в свою очередь повлияет и на рождаемость», — сказала она.