Во вторник прокуратуре удалось добиться повторной санкции на арест подполковника ФСБ Павла Рягузова, освобожденного Московским окружным военным судом накануне. Неделю назад его имя в качестве одного из подозреваемых в убийстве Анны Политковской назвал перед телекамерами начальник управления собственной безопасности ФСБ РФ Александр Купряжкин. Рягузов задержали в аэропорту «Шереметьево-2» 21 августа, когда он с семьей возвращался из отпуска в Болгарии.
Адвокат арестованного Андрей Трепыхалов подчеркнул, что Рягузов проходит «по совершенно другому делу».
«Арест связан с вновь возбужденным старым уголовным делом, фигурантом которого был Рягузов К расследованию дела об убийстве Политковской мой клиент никакого отношения не имеет», – сказал «Газете.Ru» Трепыхалин. По его словам, подполковник обвиняется по статьям «Похищение человека», «Вымогательство», «Незаконное проникновение в жилище» и «Превышение должностным полномочий» – но по делу 2002 года. На вопрос, не считает ли адвокат, что старое дело Рягузова было специально возобновлено в связи с отсутствием улик, доказывающих его причастность к убийству обозревателя «Новой газеты», Трепыхалин ответил отрицательно.
«Не думаю, что следствие хочет привлечь Рягузова по делу Политковской», – сказал он.
Ранее Купряжкин сообщал, что Рягузов попал в поле зрения службы собственной безопасности ФСБ давно, после того как поступила информация о его «возможном участии в составе преступной группы в вымогательстве денежных средств и превышении служебных полномочий». По данным же следователей Генпрокуратуры, ведущих дело Политковской, Рягузов мог быть причастен к организации слежки и сбору информации о журналистке. Подполковник УФСБ по Москве и Московской области работал в Центральном административном округе, где занимался разработкой чеченских преступных групп и незаконным оборотом оружия.
Помимо «ухода» Рягузова в другое дело, с момента рапорта Генпрокурора Юрия Чайки президенту о раскрытии громкого убийства из списка арестованных по делу Политковской исчезли еще две фамилии.
На свободе оказались работник ЧОПа Алексей Беркин и бывший милиционер Олег Алимов (по версии следствия, они организовывали слежку за журналисткой) – за две недели с момента их задержания следствию не удалось собрать базу для получения санкции на продление ареста. В Генпрокуратуре, правда, отметили, что это не является препятствием для дальнейших попыток привлечь Беркина и Алимова к ответственности, если она существует.
Еще один предполагаемый участник убийства журналистки – бывший сотрудник УБОП Москвы Сергей Хаджикурбанов, возможно, обладает алиби на момент совершения преступления: 8 октября 2006 года, когда была застрелена Политковская, он, по всей видимости, находился в заключении, хотя журналистам проверить это официально до сих пор не удается. Сам Хаджикурбанов сейчас находится в розыске.
Наконец, сомнительной кажется причастность к убийству Политковской и еще одного подозреваемого – 28-летнего Дмитрия Грачева. Вопреки информации, появившейся в первые дни после его задержания, он не являлся ни сотрудником милиции, ни частным охранником. Грачев работает водителем в Институте проблем керамики. Там в его распоряжении институтская автомастерская, где он подрабатывал – ремонтировал автомобили. Информацию о своих услугах Грачев размещал в газетах бесплатных объявлений и, по его свидетельствам, именно благодаря своей подработке он познакомился с другим фигурантом дела – Сергеем Хаджикурбановым. Грачев пояснил, что знает Хаджикурбанова уже несколько лет. Но их отношения ограничивались ремонтом машины бывшего офицера в мастерской Грачева.
Адвокат Грачева Евгений Шаламов сообщил «Газете.Ru», что за две недели ареста его клиента, подозреваемого в пособничестве убийству, никаких следственных действий с ним не проводилось.
«На этой неделе нам обещали знакомство со списком процедур, которые прокуратура собиралась провести, но так как наш следователь Петр Гарибян попал в кадровые перестановки, неизвестно, когда дело сдвинется с мертвой точки», – сказал адвокат. Шаламов называет обвинения, выдвинутые против его клиента, «нелепыми». Как именно он мог способствовать киллерам, следователи до сих пор не объяснили.
Сейчас большинство подозреваемых находятся в изоляторе временного содержания на Петровке, 38, но после 18 сентября их переведут в СИЗО. «Разумеется, следователи нервничают. Например, после того, как «Комсомольская правда» опубликовала фотографии двух подозреваемых – Грачева и Хаджикурбатова – следственные действия по опознания становятся практически бессмысленными», – пояснил напряженность Генпрокуратуры Шаламов.
Сегодня же стало известно, что в следственной бригаде, занимающейся расследованием убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской, произошли кадровые перестановки.
По словам Евгения Шаламова, руководителем следственной бригады назначен Сергей Иванов, до сих пор возглавлявший управление по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры. Исполняющим обязанности начальника управления назначен его заместитель Андрей Майоров. В то же время бывший руководитель следственной бригады по делу об убийстве журналистки Петр Гарибян остался в группе в качестве следователя. Кроме того, по данным Шаламова, группа усилена еще двумя следователями – делом Политковской сейчас занимаются уже восемь сотрудников Генпрокуратуры.
Газета «Твой день» во вторник заявила об отстранении Иванова от должности начальника управления, мотивировав это неудачами в расследовании дела. «Я бы не стал говорить об отстранении Иванова, скорее всего, речь идет о кадровых перестановках в связи с появлением Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ», – отметил Шаламов. По данным источников «Газеты.Ru», дело Политковской может одним из первых уйти в Следственный комитет, который официально начнет работу 7 сентября.
Пресс-секретарь генпрокурора РФ Марина Гриднева подтвердила, что «в связи с большим объемом работы по закреплению доказательств 29 августа в состав следственной группы, которую возглавляет следователь по особо важным делам Петр Гарибян, введена еще одна бригада следователей Управления по расследованию особо важных дел». Общее руководство и координацию деятельности этих групп, в том числе в части взаимодействия с оперативными службами МВД и ФСБ, осуществляет начальник управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры РФ Сергей Иванов, отметила Гриднева. Расследование уголовного дела находится на личном контроле генпрокурора РФ Юрия Чайки.